Что такое валютное регулирование в таможенном союзе и каким образом оно осуществляется

Незаконные валютные операции способны подорвать стабильность и устойчивость экономики России. Вместе с тем, это также негативно отразится на благополучии близлежащих союзных государств. Поэтому между странами-участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вопрос экономического объединения вынесен на наднациональный уровень.

Один из основных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в финансовой сфере — валютное регулирование и валютный контроль. Расскажем подробнее, что такое валютное регулирование, как проводится валютный контроль и какие операции таможня не подвергает внимательному надзору.

Что такое валютное регулирование в таможенном союзе

Валютное регулирование — это деятельность государственных органов по ряду задач:

  • управлению обращением валюты;
  • контролю за операциями с валютой;
  • воздействию на курс национальной валюты;
  • ограничению использования иностранной валюты.

Оно представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика — это часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной политики государства, направленная на достижение следующих задач:

  • укрепление валютно-финансового положения страны;
  • обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту;
  • поддержание на высоком уровне платежеспособности и кредитоспособности государства;
  • приостановку бегства капитала за границу;
  • укрепление российского рубля и т. п.

Реализация валютного регулирования и контроля приобретает первостепенное значение при обеспечении внешнеэкономической безопасности как страны в отдельности, так и вместе со странами, образующими Таможенный союз (ТС).

В декабре 2010 года страны ТС заключили Соглашение о согласованных принципах валютной политики. В 2015 году этот документ утратил силу на основании Международного Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), вступившего в силу в 2014 году, а вопросы относительно регулирования и контроля операций с валютой по-прежнему оставались на усмотрение стран-участниц.

В статье 64 Цели и принципы согласованной валютной политики Договора ЕАЭС закреплены цели и принципы валютной политики союзных государств. Кроме того, на законодательном уровне действует Федеральный закон от 10.12.2003 N173-ФЗ (ред. от 27.12.2019) О валютном регулировании и валютном контроле.

Условия валютного регулирования стран в условиях членства в ЕАЭС

Страны Таможенного союза, согласно договору ЕАЭС, обязаны соблюдать четыре условия для поддержания свободного движения товаров, услуг и капитала на их территориях, повышения роли национальных валют государств-членов во внешнеторговых и инвестиционных операциях и других договоренностей.

Первое условие: страны должны поэтапно приближаться к гармонизации своих подходов формирования и проведения валютной политики, чтобы соответствовать макроэкономическим потребностям интеграционного сотрудничества.

Второе условие: создание необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в денежной сфере, координации и согласования валютной политики.

Третье условие: государствам не следует проводить мероприятия, которые могут негативно повлиять на развитие интеграционных процессов. 

Важно! В случае вынужденного применения подобных мероприятий они должны минимизировать негативные последствия.

Четвертое условие: проведение экономической политики, направленной на повышение доверия к национальным валютам государств-членов как на внутреннем валютном рынке каждого государства-члена, так и на международных рынках валют.

Проще говоря, страны ЕАЭС должны регулировать свою политику так, чтобы всем членам подходили выбранные цели и меры.

Валютный контроль

Согласно ФЗ №173, цель валютного контроля — обеспечение соблюдения законодательства при проведении валютных операций. В числе основных направлений работы контроля:

  • проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;
  • проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;
  • проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

В глобальном смысле за их выполнением следит Центробанк (ЦБ РФ), Таможенный комитет, Правительство, Министерство финансов, Исполнительная власть. Непосредственную работу проводят органы и агенты валютного контроля.

Это интересно:

Какие есть минусы и плюсы у процедуры переработки на таможенной территории

Как определяется страна происхождения товара: способы подтверждения и маркировка

Что такое зеленый коридор на таможне и какие еще есть режимы в двойной и тройной системе декларирования товаров

Методы проведения контроля условно разделяют на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия. К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Справка. Контроль могут проводить на разных стадиях операции: до момента ее совершения, в процессе совершения и после завершения всех валютных операций.

На практике весь процесс проводится следующим образом. Все начинается с подготовки пакета документов, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может варьироваться. Далее агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открытие дополнительного счета.

При необходимости открывается паспорт сделки. Позже необходимую информацию вносят во все базы данных и резервируют денежные средства для исполнения сделки.

После того, как сделка будет исполнена, резерв возвращается, и происходит закрытие сделки, а также формирование отчетности по ней.

Таким образом, вы можете увидеть, что валютный контроль — составная часть в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документация

Имейте в виду, банковская организация может затребовать только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Как правило, это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • паспорт сделки;
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

Кроме того, предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки.

Примечание. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Есть три вида сделок, которые подлежат обязательному контролю:

  1. Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта служит платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, она подвергается контролю в органах.
  2. Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, сделки подлежат наблюдению.
  3. Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но, в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Однако все же существуют некоторые послабления. Отслеживаются лишь ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Но когда товар фактически в Россию не ввозится, валютные операции не контролируются.

Нарушения правил проведения валютных операций

Перечень незаконных операций с валютой весьма обширен. К ним относится, например, продажа либо покупка иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков; проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или мимо заграничных счетов. Также сюда относится проведение не предусмотренных законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.

Отдельно следует выделить следующий ряд нарушений:

  • несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
  • непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
  • несдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении операций с валютой;
  • несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.

Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 Нарушение валютного законодательства Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Их размеры зависят от вида нарушения, а также от категории провинившегося: гражданин, юрлицо, ИП.

Штрафы для физических лиц на порядок меньше, чем установленные для нарушителей-юридических лиц. Кроме того, вместе с наложением на юридическое лицо штрафа за совершение незаконной операции санкции применяют и к виновным в совершении правонарушений должностным лицам такой организации.

Минимальный размер штрафа для нарушителей-физических лиц равен 1 000 руб. Для юридических лиц эта сумма значительнее: минимальный размер штрафа равен 50 000 руб. Распространенно наложение штрафа в сумме от 3/4 до 1 размера такой операции.

За нарушение сроков зачисления средств в рамках валютного законодательства нарушителей ждут санкции не в фиксированной сумме, как за совершение незаконных валютных операций, а в размере 1/150 от ставки рефинансирования Центробанка.

Важно! Еще более серьезная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) — от крупных штрафов до лишения свободы.

Под уголовную ответственность, согласно ст. 193 Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств УК РФ, попадает невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте.

Невозвращенными деньгами считаются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов.

Штрафы в различных значениях, а также заключение под стражу предусмотрены в случаях:

  1. Если размер незачисленных средств превысил 9 млн руб (считается, что это крупный размер нарушения).
  2. Если размер незаконных валютных операций равен или больше особо крупного размера (то есть более 45 млн руб.), в деле участвовала группа лиц, присутствовал подложный документ или в схеме использовалась организация.

Следующая ст. 193.1 Совершение валютных операций по переводу денежных средств УК РФ регулирует сферу перечисления иностранной валюты на счета нерезидентов. Условия назначения наказания следующие:

  • перечисление сопровождалось предоставлением в недостоверных данных в банк;
  • нарушение совершено группой лиц по договоренности, в крупном размере или в схему специально вводилась организация, через которую и велись все переводы;
  • размер нарушения особо крупный или в нем участвовала группа лиц.

Заключение

Итак, валютное регулирование и валютный контроль служат инструментами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Причем, если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, таким инструментом будет валютный контроль. Его реализацией в таком случае занимаются органы таможни при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором.

В числе главных органов, контролирующих операции с валютой, Центральный банк (ЦБ) и Правительство РФ. Непосредственный же надзор проводят так называемые агенты валютного контроля. К ним относятся коммерческие банковские организации, наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения