В век цифровых технологий многие документы можно оформить онлайн. Однако некоторые типы запросов нужно заверять подписью. Сегодня этот вопрос решается электронной цифровой подписью. Разберемся, что представляет собой ЭЦП, для чего нужна и как получить электронную подпись для сайта Госуслуги.
Что такое ЭЦП и зачем нужна
Электронная подпись — цифровой аналог обычной рукописной подписи человека. В результате криптографического преобразования символы генерируются в определённой последовательности и позволяют идентифицировать владельца. Функции такой подписи:
- подтверждения авторства;
- гарантия неизменности документа после подписания.
Сферы применения ЭЦП:
- участие в электронных торгах на специальных сайтах;
- электронный документооборот;
- сдача отчётности в электронном виде;
- электронные документы, на которых поставлена электронная подпись, используются как доказательства в случае возникновения споров между субъектами хозяйствования;
- интернет-портал государственных услуг (некоторые виды услуг доступны только обладателем эл. подписи).
Виды ЭЦП
- Простая – создается с использованием специальных инструментов: логины, пароли, и т. п. Такой вид ЭЦП даёт возможность подтвердить авторство, однако гарантия неизменности отсутствует. Для документов, требующих печати, её недостаточно.
- Усиленная неквалифицированная – для создания прибегают к средствам криптозащиты. Этот вид ЭП выполняет и функцию подтверждения авторства и предоставляет гарантию неизменности.
- Усиленная квалифицированная – аналогична предыдущему виду ЭП, но центры выдачи и средства для её создания проходят тщательную процедуру соответствия требованиям безопасности. Эту подпись приравнивают к обычной чернилами.
Читайте также: Подтверждаем личность на портале с помощью ЭЦП
Как сделать электронную цифровую подпись для Госуслуг
ЭЦП создаётся в аккредитованных удостоверяющих центрах, список которых доступен по адресу. Чтобы узнать, где в вашем городе можно заказать:
Зайти на ссылке выше, выберите город и нажмите «Применить».
На странице появится список удостоверяющих центров с указанием статуса (действует или не действует). Кликнув два раза на строку с понравившимся центром, откроется новое окно. Там будет указан адрес, режим работы, контакты, веб-сайт, где можно узнать о ценах на услугу и дополнительная информация.
При посещении удостоверяющего центра гражданину нужно взять с собой паспорт, налоговое свидетельство и СНИЛС. В офисе нужно заполнить заявление на получение ЭП. После оформления заявления сотрудник центра подготовит физический съёмный носитель (токен), где будет храниться подпись гражданина, ключ и сертификат. После получения потребуется добавить специальный плагин, произвести подключение носителя в usb-разъём и провести настройку программного обеспечения.
Настройка
Для правильной настройки ЭЦП нужно установить программу КриптоПро CSP, после установки рекомендуется перезагрузить компьютер (скачать по ссылке). Программа платная, но имеет 3-месячный пробный период, которого будет достаточно для настройки. Затем занимаемся инсталляцией плагина для браузера. Инструкция по настройке:
Перед настройкой вставьте носитель с подписью в подходящий разъём ПК
- Запустите программу, при запуске откроется окно «Свойства КриптоПро CSP».
- Находим «Сервис», жмём «Посмотреть сертификаты в контейнере».
- Откроется окно, там кликаем «Обзор», появится окно с названием контейнера и доступный считыватель. Нажимаем «Ок».
- Появится окошко «Сертификаты в контейнере закрытого ключа», ничего не меняем, нажимаем «далее».
- В окне отображения информации о пользователе и ЭП, нажимаем «свойства».
- Появится окно «Сертификат», кликаем «Установить сертификат», далее «Ок».
- В окне «Мастер импорта сертификатов», жмём «Далее» и выбираем «Поместить все сертификаты в следующее хранилище». Клик по кнопке «Обзор» открывает список выбора места хранилища, в нём жмём папку «Личное», далее «Ок».
- В финальном окне «Завершение мастера импорта сертификатов» нажимаем «Готово».
Настройка ЭП успешно завершена, теперь проверим её.
Проверка ЭЦП на Госуслугах
Для проверки сертификата ЭЦП на Госуслугах пользователю следует воспользоваться старой версией портала, поскольку в новой версии возможность проверки ещё не до конца реализована.
Открываем старую версию сайта, выполняем вход в свой личный кабинет, внизу справа находим раздел «Справочная информация».
Листаем страницу вниз, справа находим «Электронная подпись».
В строке «Подтверждение подлинности ЭП» кликаем «Сертификат», ниже жмем «Загрузить файл», выбираем нужный для проверки файл и вписываем код с картинки для проверки, затем жмём кнопку «Проверить».
Процедура проверки осуществляется бесплатно. В случае успеха, гражданин получит данные о подлинности, владельце, сроках действия ЭП и организации, выдавшей подпись. Появится строчка «Подлинность документа подтверждена», которая означает, что всё в порядке и работу с порталом можно начать.
После этого станут доступны все электронные услуги. Юридическим лицам подпись даст возможность онлайн-ведения документации и документооборота, сдаче отчётности без потери юридической силы.
Цена для физического лица составляет 700 рублей (стоимость зависит от центра получения подписи). Срок действия сертификата составляет 1 год, по истечении которого его нужно продлить.