Государственные и муниципальные тендеры направлены на приобретение товаров или заказ работ у субъектов предпринимательской деятельности. Законодательство РФ отдает приоритет конкурентным способам закупок, регламентирует все этапы конкурсов и аукционов. Читайте, какие законы о госзакупках применяются в 2020 году, что нужно учитывать участникам тендеров.
Федеральные законы о госзакупках
Регламентирование государственных и муниципальных закупок осуществляется на федеральном уровне. Базовым нормативным актом для этих процедур является Федеральный закон № 44-ФЗ. Специальным документом утверждены правила тендеров для отдельных категорий юрлиц (госкорпорации, субъекты естественных монополий и т.д.). Контроль за соблюдением законов в сфере госзакупок возложен на государственное ведомство – ФАС (Федеральная антимонопольная служба).
Рассмотрим ключевые характеристики действующих законов ФЗ о госзакупках, состав возможных правонарушений со стороны участников тендеров.
Базовым нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Он распространяется на все виды государственных и муниципальных учреждений. Указанный закон содержит подробный свод правил о федеральной контрактной системе; о госзакупках товаров, работ и услуг; о порядке создания и функционирования конкурсных и аукционных комиссий; о порядке проведения торгов и т.д.
Можно выделить следующие ключевые нюансы, которые предусматривает закон о госзакупках 44-ФЗ:
- федеральный закон о госзакупках устанавливает приоритет конкурентных способов закупок в виде конкурсов или аукционов;
- возможность приобретения товаров или услуг у единственного поставщика должна быть обоснована заказчиком;
- для выполнения закупочных мероприятий в госучреждениях создаются конкурсные и аукционные комиссии, а всю работу возглавляет контрактный управляющий;
- в закупочных процедурах могут принимать участие юридические лица и частные предприниматели;
- закон о госзакупках предусматривает принцип прозрачности всех тендерных процедур – конкурсная и аукционная документация размещается в открытом доступе в системе ЕИС, подача заявок и проведение торгов проводятся на электронных торговых площадках, а результаты закупки публикуются в открытом доступе;
- итогом закупки является подписание государственного или муниципального контракта.
Даже малейшее нарушение Закона о госзакупках 44-ФЗ влечет существенные штрафные санкции для заказчика или членов комиссии. При существенном ограничении прав участников тендера его результаты могут быть аннулированы.
Закон о контрактной системе в сфере госзакупок предусматривает осуществление постоянного контроля за всеми стадиями и процедурами тендеров. Эти полномочия принадлежат подразделениям ФАС, которые проводит плановые и текущие проверки, обязаны реагировать на обращения заинтересованных лиц. Если участником тендера подается жалоба в ФАС в период проведения закупки, она должна быть рассмотрена в пределах пятидневного срока после поступления.
До вступления в силу 44-ФЗ в Российской Федерации действовал Федеральный закон № 94-ФЗ. Именно в этом нормативном акте впервые были введены правила конкурентных закупок для государственных и муниципальных учреждений. Ключевые отличия процедур госзакупок по Закону 94-ФЗ и действующему законодательству заключаются в следующем:
- Закон № 94-ФЗ допускал проведение конкурентных процедур (конкурсы и аукционы) в документальной форме без электронных площадок, что существенно снижало прозрачность тендеров;
- ранее действовавший закон позволял относительно легко дробить сумму по однородным закупкам на несколько отдельных контрактов, что приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков;
- в Законе № 94-ФЗ практически полностью отсутствовали требования по составлению и регулярному обновлению план-графиков закупки, что не давало возможность участникам заблаговременно подготовиться к тендеру;
- только с принятием Закона № 44-ФЗ о госзакупках была введена в действие полноценная система отчетов о завершенной закупке.
Помимо этого, Закон № 44-ФЗ расширил перечень мер по обеспечению участия в торгах и при исполнении госконтрактов, что значительно снизило риски заказчиков.
Самостоятельным нормативным актом в сфере закупочной деятельности является Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Начиная с июля 2011 года, применять специальные правила закупки обязаны следующие категории юрлиц:
- государственные и публичные корпорации, а также иные компании с государственным участием (для данных организаций доля в уставном капитале или количество акций, принадлежащих государству, составляет не менее 50%);
- унитарные предприятия, созданные государством или муниципальными властями;
- дочерние общества, в которые доля государственных корпораций составляет более 50%;
- иные категории субъектов, перечисленных в статье 1 Закона № 223-ФЗ.
Закон о госзакупках 223-ФЗ предусматривает для перечисленных субъектов самостоятельность в разработке и утверждении положений о закупках. Тем не менее, все закупки должны проходить через конкурентные процедуры с обязательным размещением на электронных ресурсах.
Перечень закупочных процедур по Закону № 223-ФЗ существенно расширен, при одновременном сохранении принципа прозрачности тендеров и равенства прав участников при доступе к размещенному заказу. Контроль за проведением закупочных мероприятий по указанному закону также осуществляет служба ФАС.
Нарушение закона о госзакупках
Федеральный закон № 44-ФЗ о госзакупках предусматривает штрафные санкции практически за каждое нарушения порядка закупочных процедур. Привлечение к ответственности возможно при следующих нарушениях:
- установление в конкурсной или аукционной документации неправомерных ограничений для участников тендера (например, требование о представлении документов, не перечисленных в законе № 44-ФЗ);
- нарушение сроков размещения документов на электронных площадках (например, протоколов о рассмотрении заявок или о проведении торгов);
- отказ в предоставлении обязательной информации участникам тендера;
- неправомерное отклонение заявки участника;
- выявление случаев сговора между заказчиком и одним из участников закупочной процедуры;
- нарушение сроков оплаты по государственному контракту;
- иные нарушения, перечисленные в Законе № 44-ФЗ и подпадающие под административные составы КоАП РФ.
Привлечение к ответственности в сфере госзакупок осуществляется службой ФАС по итогам рассмотрения административных дел. Для госзаказчика предусмотрены санкции в виде штрафа. Его взыскание может осуществляться с юридического лица, руководителя организации, членов конкурсных и аукционных комиссий. Для участника закупки дополнительной мерой ответственности является включение в реестр недобросовестных поставщиков, что исключает возможность подавать заявки по тендерам в последующие два года.
Если вам требуется консультация или комплексное юридическое сопровождение тендеров по 44-ФЗ и 223-ФЗ, обращайтесь к нашим специалистам. Мы разъясним нормы законов о госзакупках, поможем подготовить документы, отстоять интересы при рассмотрении дел в ФАС. Обращайтесь, мы найдем выход даже в самой сложной ситуации!