Принципы сертификации предприятий и расчета индекса деловой репутации

Под репутацией предприятия или ИП понимается совокупность параметров, которая характеризует их с точки зрения деловых качеств. На нее влияют такие факторы, как экономическая стабильность и наличие финансовых ресурсов, оборудования, инфраструктуры, квалификация персонала, опыт работы в определенной сфере. На этот показатель обращают внимание крупные организации при выборе контрагентов, организаторы тендеров, поэтому фирмы проводят оценку деловой репутации в добровольном порядке.

Как рассчитывается индекс предприятия?

По результатам оценки деловой репутации компании или ИП присваивается индекс. Это целое число в диапазоне 0-100, которое отражает степень соответствия заявителя выбранному стандарту в зависимости от вида его экономической деятельности. Расчет проводится согласно положениям ГОСТ Р 66.0.01-17, который применим к предприятиям различных отраслей: от производства и строительства до торговли и оказания услуг.

Расчет индекса проводится на основе факторной модели. Предполагается, что каждый фактор умножается на коэффициент, который отражает степень его значимости, весомости. Затем полученные значения складываются. Если получается нецелое значение, оно округляется до целого по правилам математики.

В модели используются следующие факторы:

  • финансовые ресурсы – отражает эффективность использования денежных средств предприятия;
  • материальные ресурсы – характеризует обеспеченность компании оборудованием, инвентарем, сырьем, материалами и т.д., необходимыми для ведения деятельности;
  • трудовые ресурсы – показывает компетентность топ-менеджмента и линейного персонала;
  • опыт работы – отражает продолжительность функционирования компании в конкретной отрасли, объем выполненных заказов;
  • репутация – характеризует то мнение, которое сложилось об организации в глазах клиентов и широкой общественности;
  • управление процессами – отражает эффективность системы менеджмента, выстроенной на предприятии.

Определение числового значения указанных параметров проводится методом экспертной оценки. При этом каждый фактор разделяется на совокупность субфакторов, из которых он складывается. Например, понятие «финансовые ресурсы» детализируется на такие составляющие, как автономия и экономическая устойчивость предприятия, ликвидность его активов, рентабельность деятельности. Фактор «материальные ресурсы» складывается из таких элементов, как обеспеченность оборотными средствами и износ внеоборотных активов, риск банкротства. При оценке трудовых ресурсов организации принимаются в расчет такие субфакторы, как трудовой стаж сотрудников, их образование и квалификация, наличие наград и т.д.

Принципы сертификации деловой репутации

Согласно ГОСТ 66.0.01-2017 оценочные процедуры строятся на следующих принципах:

  • добровольный характер подтверждения соответствия;
  • беспристрастность, т.е. осуществление проверки независимыми экспертами;
  • предоставление предприятию полной информации о ходе работ, методах и результатах сертификации;
  • достоверность используемой информации;
  • конфиденциальность предоставленных коммерческих сведений;
  • равноправие и отсутствие каких-либо видов дискриминации;
  • компетентность привлекаемых к работе экспертов.

Установлено, что расчет индекса проводится исключительно по инициативе заявителя. Работа проводится методом экспертной оценки, т.е. предполагает учет мнений независимых экспертов и аудиторов. Такой подход обеспечивает достоверность получаемых результатов.

В каком порядке строятся оценочные процедуры?

Согласно профильному ГОСТ для проведения оценки предприниматель обращается к специалистам. Далее обсуждаются условия дальнейших работ, после согласования всех нюансов заключается договор. Сроки осуществления проверки соответствия зависят от выбранного стандарта и условий договора сторон, но по законодательству не могут составлять менее 2-х дней.

Для оценки деловой репутации предприятие предоставляет заявление, в котором содержатся следующие сведения:

  • название и ИНН компании или ФИО и ИНН ИП;
  • ее юридический адрес и контактные данные;
  • стандарт, в рамках которого планируется подтверждение соответствия;
  • виды экономической деятельности, в отношении которых будет проводиться проверка;
  • иные данные и документы, которые необходимы в рамках выбранного стандарта.

Сертификационный орган проводит предварительную проверку заявления на предмет полноты и достоверности информации. При ее положительном результате формируется экспертная группа, которая будет проводить оценку. Она должна включать как минимум 2-х членов и одного аудитора.

Комиссия проводит сертификацию на основе факторной модели, описанной в ГОСТ 66.0.01-17. Ее работа предполагает выезд на предприятие. Заявитель обязан предоставить доступ экспертам свободный доступ ко всей запрашиваемой документации. Результаты проверок отражаются в отчете, вносятся в личное дело организации. Компания (ИП) получает сертификат со сроком действия в 3 года (при положительных выводах аналитиков).

Индекс деловой репутации, который рассчитывается экспертами, подлежит обязательной периодической актуализации. Установлено, что эта процедура проводится ежегодно, т.е. не менее 2-х раз за период действия сертификата. Актуализация осуществляется тем же органом, который проводил первоначальную проверку. Предполагает выезд экспертов на производство для проверки достоверности используемых данных. В случае непроведения периодической оценки или ее неудовлетворительных результатов сертификат может быть признан недействительным.

Подробнее узнать о сертификации деловой репутации можно на сайте https://eacaudit.ru/.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения