Новый закон об ОСАГО 2021

Давно в правила ОСАГО не вносилось столько важных изменений, как в 2020 году. Новый Закон № 161-ФЗ, который частично уже вступил в силу, наверняка повлечет увеличение цены полисов. Относительным плюсом поправок стало приостановление новых правил по диагностическим картам и техосмотру. Обо всех изменениях вам расскажут эксперты сайта Все по шагам.

Что такое новый закон об ОСАГО 2020 года, в чем его суть

Страховые компании уже несколько лет лоббировали внесение поправок в закон об ОСАГО. Основная цель таких действий – получить возможность существенно менять размер страховых взносов, применяя для этого различные показатели рисков. В 2020 году законопроект, подготовленный по инициативе страховщиков, был рассмотрен и одобрен Госдумой, подписан В.Путиным.

Эксперты сайта Все по шагам оценили новую редакцию правил ОСАГО. Вот самые важные нововведения, которые содержит новый Закон № 161-ФЗ:

  • существенно расширен перечень факторов, которые могут применяться для увеличения или снижения коэффициентов при расчете страховых взносов;
  • уточнен алгоритм установления Центробанком РФ минимальных и максимальных значений коэффициентов;
  • страховщиков обязали размещать на своих сайтах сервисы для расчета суммы страховых взносов, раскрывать факторы, влияющие на стоимость полиса;
  • было отложено вступление в силу новых правил техосмотра и получения диагностических карт (это связано с отсутствие во многих регионах и районах аккредитованных органов);
  • Правительству РФ дано право вводить дополнительную отсрочку по новым правилам техосмотра ОСАГО, но не более чем на 90 дней.

На сайте Все по шагам можно найти материалы о порядке расчета страховых взносов, действовавшем до принятия нового Закона № 161-ФЗ об ОСАГО. Эти правила тоже применяются, однако с учетом нововведений 2020 года. Подробнее о самых важных поправках новой редакции закона об ОСАГО расскажем ниже.

Что говорит новая редакция закона об ОСАГО

При оформлении полиса ОСАГО рядовых автовладельцев обычно интересует два вопроса – как избежать техосмотра или пройти его с минимальными претензиями, что сделать для снижения стоимости страховки. Именно эти вопросы раскрыты в новом законе об ОСАГО.

Чтобы рассчитать стоимость полиса ОСАГО, страховая компания должна оценить возможный риск. Так как страхование по гражданке регулируется государством, Центробанк РФ утверждает минимальные и максимальные коэффициенты для расчета страховой премии. Согласно новой редакции закона об ОСАГО, теперь для этого применяются следующие показатели:

  • территориальный показатель – определяется по месту жительства автовладельца, т.е. по территории преимущественной эксплуатации автомобиля;
  • показатель предыдущих выплат по ОСАГО в отношении застрахованного лица и водителей, допущенных к управлению машиной по полису;
  • по показателям технических характеристики авто – в данном случае речь идет о пробеге и возрасте автомобиля, стране происхождения, об иных параметрах;
  • по количеству лиц, допущенных к управлению машиной, а при указании конкретных водителей по их стажу вождения, открытых категорий, возраста;
  • по периоду действия страховки (этот показатель важен для водителей, оформляющих полис на определенное время или сезон);
  • по иных факторам и обстоятельствам, существенно влияющим на риски и размеры потенциальных выплат.

Комментарий юриста Все по шагам. Обращаем внимание на последний пункт из перечня, так как его смогут применять и страховые компании. Под иные обстоятельства можно подвести все что угодно, от средней скорости водителя на дороге до его поведения при совершении маневров. Страховщики по этому основанию смогут сразу ставить максимальные коэффициенты рисков для расчета страховой премии. Для снижения показателей риска будут навязываться дополнительные платные услуги (например, телеметрия с контролем для движением по дороге).

Стоимость полиса ОСАГО складывается из базовой ставки и коэффициентов. Базовые ставки определяются по характеристикам и конструктивным особенностям машины, статуса собственника (гражданин или организация), от назначения и цели использования авто. Например, базовые ставки ОСАГО существенно отличаются для личной машины, для такси, для транспорта спецназначения.

Если на базовую ставку повлиять нельзя, то применение коэффициентов дает возможность увеличивать или уменьшать общую цену страховки. Новый закон об ОСАГО 2020 года разрешает страховым компаниям применять и менять следующие факторы и показатели:

  • наличие у водителя наказаний в виде лишения прав по КоАП РФ за вождение в пьяном виде, либо при отказе от медосвидетельствования (данный фактор применяется, если с момента отбытия наказания прошло не более одного года);
  • наличие у водителя наказаний в виде лишения прав за нарушения ПДД, повлекшее любой вред здоровью, гибель одного или нескольких пострадавших, за оставление места ДТП медосвидетельствования (данный фактор применяется, если с момента отбытия наказания прошло не более одного года);
  • количество лиц, допущенных к управлению автомобилем под страховкой ОСАГО;
  • неоднократное в течение года привлечение к ответственности по КОАП за проезд на красный светофор или на запрещающий жест регулировщика, за превышение скорости на величину 60 км/ч, за выезд на встречку (данные факторы не применяются, если наказание назначено по записям камер);
  • оформление полиса на автомобиль с прицепом (данный показатель применяется только для ОСАГО на юридические лица);
  • иные показатели, существенно влияющие на риск причинения вреда, на размер возможных выплат.

Как и в случае выше, в этом перечень есть пункт иные показатели. Это позволяет страховых компаниям изобретать новые схемы для навязывания дополнительных услуг, либо загонять стоимость полиса ОСАГО под максимальные коэффициенты. Первая практика по этим моментам уже отмечена в СМИ. Эксперты сайта Все по шагам подготовят отдельный материал, раскрывающий работу страховых компаний по новому закону об ОСАГО.

В России уже приняты новые правила проведения технического осмотра автомобилей и оформления диагностических карт. Если на момент ДТП и выплаты страховки у водителя истек срок действия диагностической карты, ему могут предъявить регрессный иск по ОСАГО. На данный момент в большинстве регионов невозможно пройти техосмотр по новому закону, так как аккредитованный органы и центры попросту отсутствуют. Также в ситуацию вмешались ограничения из-за коронавируса и самоизоляции.

По указанным причинам новый закон об ОСАГО временно отложил нормы о техосмотре и диагностических картах до 30 сентября 2020 года. Также Правительство РФ сможет продлить этот срок еще на 90 дней (фактически, до конца 2020 года), если ситуация с аккредитованными органами не исправится.

Когда вступает новый закон об ОСАГО 2020

Не менее важно, когда вступает в силу новый закон об ОСАГО. Об этом указано в ст. 3 Закона № 161-ФЗ. Нововведения вступают в силу по следующим правилам:

  • новые правила расчета коэффициентов по ОСАГО вступят в силу с 24 августа 2020 года;
  • нормы о техосмотре и диагностических картах начнут действовать после 30 сентября 2020 года, если не будет нового продления;
  • в период с 1 марта по 30 сентября можно оформить полис без предоставления диагностической карты и прохождения техосмотра;
  • в течение месяца после отмены ограничений по коронавирусу в регионе, но не позднее 31 октября 2020 года, нужно представить в страховую компанию свидетельство о прохождении техосмотра или диагностическую карту.

При невыполнении последнего пункта страховая компания сможет предъявить регрессный иск после выплат ОСАГО при ДТП. Обращайте на это внимание, так как все регионы снимают карантин из-за коронавируса в разное время. При возникновении сложностей с трактовкой нового закона об ОСАГО, обращайтесь на консультацию к юристам сайта Все по шагам. Текст нового закона можно скачать ниже.

Скачать

  • Федеральный закон 161-ФЗ об ОСАГО Размер файла: 707 КБ Кол-во скачиваний: 11

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения