Как наказывают капитана судна за неоказание помощи терпящим бедствие

Государство осуществляет строгий контроль над действиями кораблей на всех водных просторах. На любом судне именно капитан отвечает за безопасность корабля и людей на нем. Если капитан судна не помог тонущим людям, то он будет нести ответственность по ст. 270 УК РФ. Здесь мы разберем комментарии к статье 270 УК РФ и узнаем о тех наказаниях, которые ожидают преступников.

Где указаны обязанности капитана по применению мер в случае, если судно терпит бедствие

В ст. 66 КТМ (Кодекс торгового мореплавания) РФ Оставление судна его экипажем указано, что если велика вероятность, что корабль затонет, то его капитан обязан разрешить членам экипажа покинуть судно, но только после того, как будут предприняты все меры для спасения пассажиров.

Важно! Сам капитан покидает корабль самым последним — после того, как попытался или смог спасти судовой журнал, карты места, где проходило его судно, и прочие важные документы.

По п. 2 ст. 67 КТМ РФ (Поддержание порядка на судне) командир вправе отстранять любого члена экипажа от его обязанностей, если он не выполняет их, в том числе и во время аварии.

Если же один из граждан, находящихся на борту корабля, угрожает его безопасности или другим лицам на борту судна, то капитан вправе изолировать этого человека от остальных (по п. 3 ст. 67 КТМ РФ).

Содержание статьи 270 УК РФ – к каким преступлениям относится

Это небольшая статья, состоящая только из одной части. В ней перечислены виды наказаний (о них мы поговорим в разделе ниже), назначаемых за неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие.

Справка. Терпящими бедствие людьми признаются не только те, кто находится в самой воде, но и на тонущем корабле.

Согласно ст. 270 УК РФ с комментариями, под неоказанием помощи капитаном судна понимается несовершение им необходимых действий по ликвидации угрозы жизни любому человеку, находящемуся в море. В этом как раз и выражается объективная сторона правонарушения, которая принимает форму бездействия.

Он не несет ответственности по вышеуказанной статье только в случае, если при оказании помощи его кораблю, экипажу или пассажирам угрожала реальная опасность. Сюда не относятся случаи, когда капитан опасался материальных убытков (например, повреждения груза на его судне).

Субъективная сторона – это прямой умысел. Это значит, что командир не только осознавал, что идет на преступление, но и хотел наступления негативных последствий.

Предмет злодеяния – это любой вид водного транспорта. Его класс и цель использования при этом значения не имеют.

Деяние окончено в тот момент, когда капитан сознательно проигнорировал сигналы о помощи от тонущих людей.

Основной объект правонарушения – это безопасность судоходства, а факультативный – жизнь и здоровье граждан.

Субъектом преступления определяется капитан корабля. Под ним понимается не только лицо, которое выполняет обязанности капитана, но и самый старший по званию на корабле (например, шкипер). Также им признается гражданин, который занимает другую должность, но исполняет обязанности капитана.

К доказательствам относится следующее:

  • правонарушение имело место в водной стихии (на реке или на море, в заливе или бухте);
  • гражданам, оказавшимся в воде или на борту тонущего корабля, угрожала реальная опасность;
  • у капитана судна была возможность оказать им помощь.

Если капитан судна не оказал помощи пассажирам или членам экипажа на своем корабле, он будет отвечать по ст. 125 УК РФ (Оставление в опасности).

В случае, если прочие члены экипажа не выполнили приказа капитана по предоставлению помощи тонущим людям, их действия квалифицируются по той же 125 статье.

За подобное правонарушение определяются следующие виды наказаний:

  • выплата штрафа суммой до 200 000 руб. или з/п за 1,5 года;
  • принудительные работы на 2 года с наложением запрета на занятие определенных должностей в области судоходства на 3 года (последняя санкция применяется по усмотрению судьи);
  • заключение в тюрьму на 2 года с использованием вышеуказанной санкции.

Согласно судебной практике по ст. 270 УК РФ, можно заключить, что, помимо самого капитана, наказать могут и того человека, который хоть и не занимает такой должности, но исполняет его обязанности и определяется как главный на борту корабля.

За неисполнение приказа капитана будут отвечать и прочие члены экипажа, но уже по ст. 125 УК РФ.

Заключение

Так как на корабле всем руководит капитан, то именно его наказывают, если он игнорирует оказавшихся в беде людей на воде или другом корабле, который тонет. Ему назначат одно из наказаний, перечисленных в ст. 270 УК РФ. Это могут штрафы, принудительные работы или заключение в тюрьму.

Если неоказание людям помощи произошло по причине того, что члены экипажа ослушались приказаний капитана, то их приговорят по ст. 125 УК РФ.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения