Персонифицированный учет ПФР: форма и порядок ведения

Начавшаяся в России в 2002 году пенсионная реформа заложила фундамент стабильности, сбалансированности и надежности пенсионной системы страны. Для этого персонифицированный учет ПФР был выведен на несколько иной уровень, с целью сформировать дополнительный источник дохода для пенсионных выплат.

Реформой предусмотрено, что пенсию граждан можно формировать с двух основных частей – накопительной и страховой системы накопления средств. Но для этого на государственном уровне требуется сформировать прозрачную, понятную, доступную систему отчетности по каждому застрахованному лицу.

Что такое персонифицированный учет

Сегодня персонифицированный учет ПФР представляет собой урегулированный на законодательном уровне сбор личных данных о всех гражданах России, их трудовой деятельности, уплаченных налогах, взносах, других обязательных платежах с целью формирования в будущем достойного уровня пенсионного обеспечения. Эти данные также используются для возможности получения социальных выплат. Подобная система позволяет значительно сократить бюрократическую волокиту, избежать необходимости простаивания в очередях за справками, самостоятельно контролировать уровень начисленных пенсионных взносов.

Важно обозначить с какого года в ПФР ведется персонифицированный учет. Вся персональная информация о гражданине, начиная с 1996 года, когда вступил в силу ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ, аккумулируются на одном счете. Здесь не важно, меняет гражданин работу, переезжает жить в другой город, платит за себя взносы самостоятельно – теперь это все достояние единой базы данных. Такой подход снижает к нулю риски потери данных об накопленных на счету средствах. Дает возможность гражданину самостоятельно спрогнозировать уровень будущих пенсионных выплат. Если требуется, то и принять меры по их увеличению.

Обобщенные сведения персонифицированного учета в ПФР содержатся на специальной пластиковой карточке, выдаваемой всем застрахованным лицам. Получается она у работодателя, либо напрямую через местный Пенсионный фонд.

Карта позволяет считать следующую информацию:

  • фамилия и инициалы (полностью) владельца карты;
  • сведения (дата и место) о его рождении;
  • пол;
  • номер личного страхового счета;
  • дата, когда гражданин зарегистрировался в системе.

Номер свидетельства всегда уникальный. Он присваивается одноразово и в дальнейшем не меняется ни при каких обстоятельствах (например, утеря, повреждение, кража карты).

Обязательства страхователя

По закону страхователем (лицом, перечисляемым взносы) могут выступать юридические и физические лица работодатели. Пополнять свои персонифицированные счета гражданин также могут по собственной инициативе.

В то же время, чтобы система работала без сбоев, законодатель предусмотрел многоступенчатую процедуру контроля и проверки имеющихся в ней сведений. Форма и порядок ведения отчетности в персонифицированном учете в ПФР определена законом и уточнена постановлениями правительства РФ.

Страхователь обязан:

  1. Каждый год, не позднее 1 марта, обеспечить подачу в органы ПФ актуальную информацию о каждом штатном работнике. В перечень сведений включаются номер страхового свидетельства, личные данные работника, даты приема, увольнения, периоды работы и начисленный за это стаж.
  2. Каждый квартал, но не позднее 20 числа следующего месяца, в электронном виде данные об дополнительных пенсионных отчислениях в разрезе работников.
  3. Каждый месяц, до 15 числа следующего месяца, уточненные личные данные на каждого сотрудника, что находится у него в штате, а также каждого работника, с которым заключен гражданско-правовой договор.

Дополнительно в обязанности страхователя входит необходимость информировать налоговые органы, находящиеся по месту его регистрации о суммах начисленного дохода в качестве зарплаты, а также уплаченных страховых взносах.

Если компания, либо физическое лицо в силу каких-либо обстоятельств прекращает свою деятельность, одновременно со снятием с регистрации они обязаны проинформировать об этом пенсионный фонд. Таким образом достигается достоверность и актуальность информации, введённой в систему персонифицированного учета.

С целью предотвращения формирования заведомо ложной, не проверенной информации, органы пенсионного фонда уполномочены применять к таким страхователям штрафные санкции.

Какие права у застрахованных граждан

Имея полноценную систему учета информации о формировании будущих пенсий граждан, государство предусмотрело возможность граждан получать имеющуюся в системе информацию.

Каждый застрахованный гражданин имеет право:

  • бесплатно через Пенсионный фонд получать информацию о платежах, находящихся на его персонифицированном счете;
  • получать от работодателя данные, которые тот направляет в Пенсионный фонд и налоговые органы;
  • в случае выявления неточностей или ошибок обращаться в Пенсионный фонд с заявлением для устранения несоответствия.

В качестве двусторонней коммуникации сегодня активно используются глобальные сети. Это значительно ускоряет процесс обработки информации, обеспечивает оперативное получение необходимых выписок и документов. Современные технологии позволяют передавать всю интересующую информацию в электронном виде. Для ее защиты используются личные кабинеты, электронная цифровая подпись. По желанию запрашиваемые данные можно получить обычной почтой.

Чтобы получать все это, гражданин в обязательном порядке обязан пройти регистрацию в местных органах Пенсионного фонда, получить там свидетельство установленного образца. Только после этого он сможет пользоваться всеми преимуществами обновлённой пенсионной системы.

Помните, достоверный персонифицированный учет в ПФР обеспечивает солидарную возможность граждан и государства контролировать будущую пенсию каждого застрахованного лица.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения