Регистрация и оформление прав на наследство в МФЦ

Процесс вступления в наследство всегда был долгим, и люди из-за нежелания тратить уйму денег и времени отказывались от имущества. Оформлением документов раньше занимались только нотариальные конторы. С недавних пор такая услуга появилась в МФЦ, и гражданам стало проще решать вопросы с наследством.

Кто претендует на наследство?

Согласно российскому законодательству, наследование может происходить по завещанию и по закону по принципу очередности. Первая очередь наследования у родителей, супругов и детей усопшего. Если таких родственников нет или они отказались от наследства, то на имущество могут претендовать бабушки и дедушки. Третья очередь у братьев и сестер, далее очередность определяется степенью родства.

Завещать имущество можно любому человеку, даже не являющемуся умершему родственником. Согласно закону, переоформить наследство на нового владельца можно только через полгода после смерти завещателя. Все это время можно собирать недостающие документы. Но в таком случае процесс вступления в наследство может быть растянут на неопределенный срок из-за других наследников, которые вправе подать иск в суд (завещание оспаривается).

Оформление документов через МФЦ

Регистрация и оформление прав на наследство в МФЦ обходится гражданам куда дешевле, чем у нотариуса, а процесс происходит гораздо быстрее. Само собой разумеется, что наследник должен будет оплатить все госпошлины, но МФЦ за свои услуги не взымает плату.

Порядок действий очень прост: нужно записаться на прием в отделение МФЦ (по телефону горячей линии на определенную дату и время или прийти лично, получить талон и дождаться своей очереди).

Перед обращением в МФЦ всё же придется воспользоваться услугами нотариуса. Он проконсультирует по данному вопросу, а главное – выдаст свидетельство, которое подтверждает право на наследство (его в обязательном порядке потребуют в МФЦ).

Список документов для регистрации:

  • Заявление о принятии/отказе от наследства;
  • Паспорт;
  • Свидетельство, подтверждающее право на наследство;
  • Справка о смерти наследодателя (оригинал);
  • Документ с подтверждением регистрации усопшего;
  • Документ с подтверждением права собственности усопшего на имущество, которое переходит по наследству;
  • Завещание (если есть);
  • Документ, подтверждающий родство с усопшим (если завещание отсутствует);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Часто складывается следующая ситуация: усопший не оставил завещания, а наследников несколько. В таком случае каждому из наследников необходимо предоставить комплект документов, если он собирается вступать в наследство.

Если человек не хочет воспользоваться своим законным правом наследования, он вправе написать отказ от имущества. И сделать это необходимо в обязательном порядке, иначе процедура оформления документов отложится.

Сроки оформления документов

Регистрация и оформление наследственных документов – это не одно и то же. Подать заявление на регистрацию возможно только через полгода после смерти завещателя. На регистрацию в МФЦ уходит 10 дней после подачи, а уже оформление документов длится 108 дней.

Сколько стоит данная услуга

До обращения в МФЦ придется посетить нотариуса и помимо его консультации нужно будет оплатить госпошлину за свидетельство, подтверждающее право на наследство.

Если оплачивают близкие родственники, то сумма пошлины составит 0,3% от стоимости объекта недвижимости. Эта сумма делится поровну на количество наследников. Максимальная сумма госпошлины – 100 000 руб.

Если оплачивает посторонний человек или дальний родственник, то сумма пошлины составит 0,6% от стоимости объекта недвижимости. Максимальная сумма госпошлины – 1 000 000 руб.

Помимо госпошлины необходимо оплатить 4 000 р. за оформление документов в МФЦ.

Причины отказа в регистрации

Если регистрация будет отклонена, в МФЦ обязательно вернут весь пакет документов на руки и пояснят причину отказа. Их может быть несколько:

  • Заявитель неверно оформил заявку при подаче документов;
  • Объект недвижимости находится под обременением или судебным арестом;
  • Наследуемое имущество «задействовано» в судебном процессе;
  • В документах есть исправления или ошибки;
  • Не оплачена госпошлина.

Результат, который выдают в МФЦ наследнику, т.е. новому собственнику имущества, – это выписка из ЕГРН. Если заранее проконсультироваться у специалиста, собрать и проверить весь пакет необходимых документов, то проблем с регистрацией в МФЦ возникнуть не должно.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения