Какие случаи по ОСАГО считаются страховыми

После ДТП автовладелец имеет право обратиться в свою страховую компанию для получения необходимых ему денежных средств с целью ремонта транспортного средства. Страховые случаи при ДТП по ОСАГО следует четко знать водителю, который оформил себе такой тип страховки. Чтобы получить деньги по ним, потребуется предоставить страховщикам пакет определенных документов.

Кратко про этот вид страховки

ОСАГО является обязательным видом страхования. Другими словами, водитель при приобретении ТС обязан сразу обратиться в соответствующую компания для оформления ему полиса ОСАГО. КАСКО или ДОСАГО являются уже добровольными видами страхования.

Самое главное заблуждение об ОСАГО у начинающих водителей заключается в том, что по полису покрываются издержки по ремонту их ТС. Это не так. ОСАГО при ДТП в первую очередь защищает чужой автомобиль и второго водителя, который стал участником аварии вместе с вами.

Полис ОСАГО обеспечивает финансовую защиту в случае, если вы становитесь виновником аварии и вам нужно возместить убытки, полученные вторым водителем и его ТС.

Если же в происшествии пострадал ваш автомобиль или вы сами, то ваше ОСАГО не обязано в данном случае предоставлять финансовую помощь. Ее можно получить за счет второго участника ДТП, если будет установлено, что это он виновник произошедшего, или при наличии полиса КАСКО, который как раз и покрывает расходы автовладельца на ремонт его авто.

Размеры страховых выплат устанавливаются государством, поэтому они одинаковые во всех регионах России. Это фиксированные суммы:

  • 120 000 руб. в случае повреждения только одного ТС;
  • 160 000 руб. если повредили несколько ТС (на всех вместе);
  • 160 000 руб. каждому потерпевшему гражданину в ДТП.

Сам полис можно оформлять на 3,6,9 и 12 месяцев. Если за один календарный год вы становитесь виновником нескольких аварий, то стоимость вашего ОСАГО будет повышена.

Без наличия данного вида страховки водитель не имеет права выезжать на дорогу. Такое правонарушение наказывается штрафом в размере от 5 до 8 МРОТ. Даже сам автомобиль он не сможет без нее поставить на учет в ГИБДД.

Этот полис должен быть у вас всегда с собой, в машине. Инспектор ГИБДД может потребовать его у вас вместе с правами и СТС при остановке вашего автомобиля. Если у вас его не окажется с собой, то он вправе отправить ваше ТС на штрафстоянку, откуда вы сможете его забрать, только предъявив полис.

Закон о возмещении ущерба

С весны 2017 года в закон об ОСАГО были включены существенные изменения, которые вызвали возмущение и недоумение у многих автовладельцев. Эти изменения коснулись непосредственно самих страховых выплат. Теперь водителям будут выплачивать не сами денежные средства, а только производить ремонт самого авто.

Важно помнить о том, что если вы свой полис ОСАГО оформляли до 28 апреля 2017 года, когда изменения в закон вступили в силу, то будут выплачены денежные средства. В случае, если полис был выдан уже после этой даты, то производится ремонт пострадавшего авто. Денежное возмещение будет возможно только в редких случаях.

О процедуре возмещения морального ущерба при ДТП вы можете прочитать здесь.

Раньше выплаты ОСАГО осуществлялись двумя путями: либо на счет самого потерпевшего, либо тому автосервису, который занимается ремонтом его авто. Если сумма ремонта превышала лимит, который устанавливался самими страховщиками, то излишек оплачивал сам автовладелец.

Сейчас компенсация деньгами замещена на возмещение убытков “натурой”, то есть машину пострадавшего просто отправляют в сервис, который был закреплен за вашей СК.

Тут возникает некоторое противоречие в связи с гарантией на ТС. Для машин не старше 2х лет действует следующее условие. Страховая обязана направить машину на ремонт в тот автосервис, который обладает правом на ремонт данного ТС по договору с производителем или дилером. Если с таким сервисом страховщики договор не заключили, то автовладельцу предложат либо любой другой автосервис, либо выплату ему на руки денежных средств.

Здесь и возникает то самое противоречие. Ведь что делать владельцам автомобилей, на которые оформлена гарантия сроком на 3 или 5 лет? Получается, что страховая отправит их автомобиль в любой автосервис, а если там в процессе ремонта будет что-то повреждено, то по гарантии владелец уже не сможет отремонтировать свое авто. Денег от страховой в данном случае ему тоже уже не выплатят.

Есть ряд случаев, когда автолюбитель может претендовать на получение выплаты по ОСАГО:

  • ТС сильно повреждено и нет возможности его отремонтировать;
  • водитель погиб в аварии, а родственники его машину ремонтировать отказываются;
  • потерпевшему был причинен средний или тяжелый вред;
  • у водителя есть инвалидность, а его ТС в связи с данным фактом является специальной машиной;
  • для оплаты ремонта не хватает денежных средств;
  • была определена ответственность для обоих водителей в случившемся;
  • потерпевший не согласился отдавать свое ТС на гарантии в сервис, у которого не было договора с производителем;
  • было заключено соглашение между потерпевшим и страховой;
  • ЦБ вынес постановление о том, что компенсация должна быть проведена только путем выплаты денежных средств.

Что подходит под понятие страхового случая

На законодательном уровне самому понятию, как “страховой случай” уделено крайне мало внимания. В ФЗ №40 и 306, Постановлении Правительства РФ №263 и в Положении Центробанка №431-П “Об ОСАГО” он описывается в общих деталях и не очень ясно даже самим страховщикам, не то что автовладельцам.

Суть СС и так называемой автогражданки в целом определяют два важных понятия: объект и субъект страхования. Первый это автогражданская ответственность виновного гражданина за причиненный им вред. Второй передвижение автомобиля по дорогам РФ.

Таким образом, страховой случай определяется, как нанесение ущерба другому ТС, имуществу или гражданам в результате движения ТС виновника аварии по дорогам. Исходя из этого определения можно заключить, чтобы признать случай страховым, нужны следующие факторы:

  • наличие самого полиса;
  • ТС было в движении перед происшествием;
  • ущерб был действительно нанесен.

При этом, все СК признают факт наступления страхового случая при движении ТС по проезжей части, то есть если оно не двигалось, то его не может быть.

Хотя в ФЗ №40 говорится о том, что страховым признается любой случай, при котором использовалось ТС. Это противоречие приводит к тому, что некоторые суды признают страховым случаем и когда автомобиль никуда не двигался. Ведь понятие “использование ТС” можно трактовать очень свободно.

ДТП является страховым случаем по ОСАГО, но есть ряд факторов, при которых он может быть и не признан таковым:

  • происшествие наступило в результате стихийного бедствия;
  • ущерб ТС или гражданам был нанесен по причине ядерной атаки или радиоактивной аварии;
  • авария произошла по причине военных действий;
  • вред людям или ТС имел место из-за народных волнений (революция, забастовки и т.д.);
  • если была доказана умышленность нанесенного ущерба участниками аварии.

Эти положения перечислены в 8-ом пункте правил ОСАГО. Есть еще 9-ый пункт, в котором перечислены еще ситуации, не подпадающие под страховые для СК:

  • на ТС не был сделан полис ОСАГО;
  • факт нанесения морального ущерба;
  • упущенная выгода;
  • учебная езда/соревнования/испытания;
  • нанесение ущерба окружающей среде;
  • получение вреда от перевозимого груза;
  • ущерб нанесен водителям, которые работают официально на компанию (в этом случае все расходы на себя берет работодатель);
  • вред, полученный работодателем вследствие действий его работников;
  • ущерб, нанесенный ТС самим владельцем;
  • повреждение ТС произошло в результате погрузочных или разгрузочных работ;
  • превышение лимита по страховке;
  • получение ущерба пассажирами (распространяется только на случаи пассажироперевозок).

При наличии этих данных само происшествие уже не подпадает под страховой случай по ОСАГО. Они могут быть оспорены в суде, но далеко не всегда.

Допустим, ваш автомобиль был угнан, то будет ли считаться данный случай страховым? Нет, так как вашим ТС управляет уже другой человек, а значит никаких выплат по ОСАГО не будет.

Для грузовых и пассажирских транспортных средств может быть отказано в выплате или ремонте по ОСАГО, если на данные машины уже истек срок действия диагностической карты.

Порядок оформления СС по данной страховке

Какие документы нужны для страховой при ДТП по ОСАГО:

  • паспорт гражданина РФ или доверенность, если сам гражданин не может представлять свои интересы;
  • банковские реквизиты;
  • протокол и постановление (разрешены к подаче как оригиналы, так и копии, заверенные в Госавтоинспекции);
  • справка №154 о ДТП;
  • извещение об аварии;
  • права лица, который находился за рулем виновного ТС;
  • документ, подтверждающий право владения автомобилем (ПТС, договор купли-продажи и т.д.)

Извещение о произошедшем ДТП следует подавать в страховую в следующие сроки:

  • в течение 5 дней, если был составлен европротокол;
  • в 15 дней при фиксации аварии сотрудниками ГИБДД.

Его можно подать лично в офис компании, заказным письмом с уведомлением и описью, а также с помощью курьерской службы.

Далее, после подачи извещения, в течение 5 дней страховщики должны отправить автомобиль на экспертизу, после чего составляется акт осмотра. Только при прохождении этого обязательного этапа выписывается направление на ремонт. Этот документ состоит из двух частей:

  • общие сведения о собственнике и автомобиле;
  • перечень повреждений и ремонтных работ.

Самая главная из них как раз последняя. В этом перечне должны быть перечислены как внутренние, так и внешние повреждения. Внимательно просмотрите данный акт прежде, чем заверить его своей подписью. Обязательно возьмите копию этого акта и проведите свою, независимую экспертизу на всякий случай.

Затем машина направляется на ремонт после ДТП в автосервис, с которым был соглашен договор у СК. Срок проведения месяц. Автомобиль отправляют не в первый попавшийся сервис, а в тот, который расположен не далее 50 км от места происшествия или проживания самого гражданина.

Процедура действий в случае получения отказа от СК

Если будут установлены следующие факты, то страховщики не обязаны заниматься ремонтом ТС пострадавшего лица:

  • гражданин, виновный в аварии, находился в неадекватном состоянии;
  • он уехал с места, до прибытия ответственных органов;
  • у водителя не оказалось страховки;
  • у него отсутствовали права на управление данным ТС.

Ремонт по страховке не был проведен не по вышеприведенным причинам? Тогда вы имеете право подать исковое заявление в суд на вашу СК и добиться там выплат по страховому случаю ОСАГО.

Алгоритм действий заявителя должен быть следующий:

  • сделать копию акта осмотра ТС;
  • забрать оригиналы справки о ДТП и постановления;
  • получить выписку по банковскому счету или письменный отказ из СК на проведение ремонта авто;
  • обратиться к эксперту для повторного осмотра ТС;
  • подготовить и отправить в СК претензию;
  • подать иск в суд;
  • выиграть дело в суде и получить постановление;
  • написать в суд заявление о получении исполнительного листа для получения выплат с СК.

Если страховщики вышли победителями, то вы можете подать апелляцию в суд.

Заключение

Каждый водитель должен оформлять себе данный вид страховки. Получение выплат по ОСАГО происходит при прямом возмещении убытков с виновника ДТП потерпевшему. С 2017 года денежные выплаты производятся в редких случаях, а в других СК осуществляет только ремонт ТС. Это правило распространяется на тех, кто оформил полис после 28 апреля 2017 года.

Для получения компенсации нужно подать заявление о страховом случае, справку о ДТП и прочие документы по списку. Это следует выполнять в течение 5-15 дней, иначе СК вправе отказать в ремонте автомобиля, которому вы нанесли ущерб. После этого страховщики проведут экспертизу авто и направят его на ремонт в автосервис.  Если вам будет отказано в этом, то вы вправе подать в суд на СК.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения