Будет ли отмена транспортного налога

Обсуждение транспортного налога, по факту его наличия и возможности упразднения, муссируется не только в прессе, но и на уровне руководства страны и в обществе в целом. Существует масса расхожих мнений, связанных с реализацией имеющихся проектов и невозможностью аннулирования обязательных бюджетообразующих выплат.

Что в нормативных актах?

Стоит указать на основные критерии, которые являются краеугольными камнями отсутствия подвижек в рассматриваемом вопросе – экономический кризис и отсутствие альтернативы наполняемости регионального бюджета.

Можно взять во внимание возможность инфляционного скачка, обусловленного предполагаемым повышением роста топливных акцизов, автоматически негативно сказывающихся на росте стоимости товаров. Как обстоят дела сегодня, и что принесет отмена транспортного налога отечественным автовладельцам? Об этом ниже.

По закону транспортный налог является региональным, находящимся в ведении глав федеральных субъектов, которые регламентируют порядок, объем, контроль налогообложения и выплат, льготы.

Объект налогообложения – авто, мощность двигателя которого соответствует установленным объемам. Критерий мощности обуславливает наличие особенностей процесса начисления, что влияет на формирование итоговой суммы.

Налогоплательщик – собственник средства передвижения (лицо юридическое или физическое).

Обязательный взнос осуществляют все автовладельцы, несмотря на степень пользования машиной.

В законодательных актах четко прописаны категории льготников, освобождающихся полностью или частично от уплаты ТН (инвалиды, представители многодетных семей, герои войны и боевых действий и т.п.).

Имеется список транспортных средств, освобождаемых от обязательных выплат:

  • модифицированные для вождения и передвижения инвалидов;
  • авто, полученные в дар от соц. органов с мощностью до 100 л.с.;
  • сельхозтехника, используемая по назначению;
  • транспорт, находящийся на содержании спец. частей и военизированных подразделений;
  • транспорт, числящийся в угоне (при наличии подтверждающих факт угона документов).

Реальность: несправедливо и неэффективно

Неэффективность сборов определяется низкой собираемостью, едва доходящей до 50%

Да и автовладельцы легально уходят от пошлины с помощью изменения мощности двигателя машины в специализированных сервисах или по итогам десятилетней эксплуатации и экспертной оценки.

Второй отрицательный критерий – имеющийся порядок расчета. Определяющий размер начислений критерий – мощность движка, измеряемая лошадиными силами. В итоге автовладельцу начисляется сумма не на процесс пользования машиной, а на факт наличия транспорта в его собственности.

Здесь явно прослеживается нарушение сути пошлины, которая изначально разрабатывался как взнос в местные и региональные дорожные фонды. Рассчитывалось, что выплаты будут способствовать росту ответственности автовладельцев.

К третьему недостатку стоит отнести необходимость оплаты не только обязательных начислений, но и акцизов, установленных государством на бензин. Как результат, собственники, в том числе и большегрузного транспорта, вынуждены нести двойное налоговое бремя.

Пока еще ни один предлагаемый вариант замены рассматриваемой пошлины не предложил комплексного решения проблемы. Поэтому вопрос о том, когда отменят транспортный налог пока остается открытым.

Что предпринимается?

Отказываться от платежей на владение автомобилем, как показывает реальность, пока не собираются. Однако наличие налога уже обуславливает нахождение путей его оптимизации: снижение процентной ставки и освобождение от обязательных начислений разных категорий граждан.

Стоит вспомнить, что начисления не производятся собственникам:

  • лодок (моторных, весельных) с двигателем на 5 л.с.;
  • легковушек, модифицированных под перевозку людей с ограниченными возможностями или полученными в дар от соц. структур (мощность до 100 л.с.);
  • сельхозмашин, промыслового транспорта (морской, речной), машин, находящихся на балансе медицинских и военных служб.

Компенсация за проезд по отечественным дорогая до декабря 2018 года полагается собственникам большегрузов (свыше 12 т.) и владельцам сельскохозяйственной техники, оплачивающим не только саму пошлину, но и возмещение вреда, наносимого дорожному покрытию.

В столичном регионе уже два года как отменили начисление для собственников электромобилей.

В рамках стремления аннулировать транспортный налог предполагается упразднение ряда законов. Из Налогового кодекса, предположительно, уберут главу 28, в которой прописаны принципы взимания обязательного начисления. Планируется признание недействительности п.3 ст. 14, рассматривающего вопрос отнесения пошлины к налогам регионального уровня.

Обещания: чего ждать?

Ликвидируют или найдут эффективную замену? Вопрос остается открытым на неопределенный срок.

На рассмотрении у законотворцев находится проект, в рамках которого ожидается освобождение от транспортного сбора владельцев машин в многодетных семьях (только на один автомобиль).

Еще одна рассматриваемая инициатива – налоговые начисления аннулируются, однако их объем направляется на увеличение стоимости нефтепродуктов (бензин, газ). По предположениям инициативной группы, объем материальных расходов из-за приобретения дорогостоящего топлива, не снизится, но распределение предполагает быть посправедливее. Плюс в том, что оплачивать будут процесс использования, а не владения. Исчезнет фактор налогового бремени, несоблюдение которого ведет к начислению штрафов и пени.

Альтернативой начислениям на автомобиль может стать введение экологической пошлины. Суть проекта заключается в расчете суммы с опорой не на мощность, но на экологический класс машины. Минусами данного варианта называются факты:

  • оплаты за владение авто, а не за использование;
  • старый автомобиль – платишь больше;
  • полная ликвидация ТН может оказаться под вопросом.

Заключение

На сегодняшний момент транспортный налог, новости о котором все ждут с нетерпением, работает, что обязывает граждан регулярно исполнять свой гражданский долг в отношении неэффективной и несправедливой, но обязательной выплаты.

Желание автовладельцев никак не совпадает с желанием властей: первые ратуют за полную ликвидацию, вторые ищут пути избавления региональных бюджетов от существенного снижения финансовых поступлений в случае пересмотра вопроса в соответствии с желанием собственников машин. Пока остается ждать и надеяться, что найдется разумный выход из создавшейся ситуации.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения