Право ребенка выражать свое мнение по ст 57 СК РФ

Традиционно в российском обществе господствует точка зрения, что ребенок не имеет своего мнения, а если оно и есть, то прислушиваться к нему совершенно не обязательно. Поэтому для многих становится откровением, что право ребенка выражать свое мнение закреплено на законодательном уровне.

Данное право нацелено на признание ребенка личностью и субъектом с точки зрения права. Первоначально право ребенка выражать свое мнение означает, что он может свободно искать, получать и передавать информацию и идеи в любой доступной форме.

О праве на выражение мнения

Согласно Конвенции о правах ребенка, несовершеннолетний имеет право свободно выражать свое мнение, это право закреплено в статье 57 Семейного кодекса Российской Федерации и раскрыто в комментариях к ней. Оно включает следующее: ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, а также быть услышанным в ходе судебного разбирательства.

Закон не определяет нижний возрастной порог, по достижении которого у детей появляются соответствующие права. Конвенция говорит, что оно приобретается с момента, когда лицо становится способным к формулированию и высказыванию собственных взглядов, мнений, позиций. То есть момент определяется исходя из уровня психического (эмоционального) и интеллектуального развития ребенка.

Семейные вопросы — это довольно широкое понятие, однако в общем смысле к ним могут относиться вопросы, связанные с интересами ребенка, увлечениями, образованием, времяпрепровождением и т.п. То есть все то, что обсуждается и принимается при участии всех членов семьи. Где ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, как не в семье? Ведь именно в кругу близких его слова имеют особую значимость и могут повлиять на принятие каких-то решений.

Особое значение мнение ребенка приобретает по достижении им возраста 10 лет. Оно в обязательном порядке учитывается в следующих ситуациях:

  • при решении вопроса, с кем из родителей он будет проживать, если родители живут отдельно друг от друга;
  • при оспаривании записи об отцовстве;
  • при подаче иска о возврате детей, когда кто-то из родителей в нарушение закона удерживает у себя ребенка;
  • при разрешении вопросов о воспитании, образовании, выборе вида и формы обучения;
  • при изменении ФИО ребенка в случае усыновления или отмены усыновления (удочерения);
  • при передаче на воспитание к приемным родителям.

Во всех указанных случаях напрямую затрагиваются важнейшие интересы, поэтому учет мнения по ним особо значим.

После 10 лет дети могут участвовать в судебном разбирательстве, их мнение будет носить определяющий для исхода дела характер. Значимость мнения подтверждается еще и тем, что, если по каким-либо причинам судом принято отличное от позиции ребенка решение, необходимо обоснование суда или соответствующего органа, в связи с чем было принято именно такое решение. Это делается, чтобы не допустить ущемления интересов малолетнего ребенка, для обеспечения ему нормальных условий жизнедеятельности, благоприятной психоэмоциональной среды.

В научном сообществе ведутся дискуссии относительно необходимости снижения возрастной планки до 7 лет. Психологи утверждают, что так как 7 лет — это школьный возраст, то в нормальных условиях лицо уже способно принимать самостоятельные волевые решения, иметь обособленное от родителей мнение, подкрепленное собственными выводами и аргументами, оценивать ситуацию с точки зрения благоприятности, осознавать уровень своего комфорта и определять потребности.

Однако, вне зависимости от возраста, необходимо привлечение психолога-специалиста, который может дать характеристику уровню зрелости и осознанности лица.

Примечание. В затруднительных ситуациях суд обладает правом привлечь эксперта-психолога, который подготовит заключение относительно способности к самостоятельному формулированию мнения.

Интересно также и следующее. Гражданский кодекс РФ в 28-й статье говорит, что лицо, достигшее 6-летнего возраста, может самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Представляется, что к указанному возрасту оно уже способно принимать определенные решения, что, возможно, дает основание полагать о его готовности разрешать более серьезные вопросы, касающиеся собственной жизни и будущего.

Формально это ограниченная (неполная) дееспособность, в связи с чем резонно распространять его правовой статус и на правоотношения в других сферах жизни.

Учитывая, что дети крайне ограничены в своем статусе как субъекты гражданских прав и обязанностей, очень большое значение имеет его положение в аспекте «ребенок — семья».

Конвенция провозглашает, что именно семья закладывает основы воспитания в духе терпимости, справедливости, равенства и т.д. Родители закладывают фундамент, необходимый для гармоничного и успешного существования, развития личности и взаимодействия с окружающим миром. Поэтому обеспечение полноценной реализации правового статуса хотя бы в рамках семьи должно быть приоритетным направлением государственной деятельности для развития институтов семьи и детства.

Ограничение права

Единственным реальным ограничением права ребенка на выражение мнения является его неспособность к выражению. Лишь тогда суд в целях защиты законных прав и интересов ребенка может ограничить его, например, приняв решение без учета позиции.

Государство опирается на общепризнанные приоритеты в отношении вопросов развития, здоровья, воспитания детей, их психологического комфорта и благополучия, а дети, как известно, не всегда способны к адекватному восприятию реальности и осознанию собственных нужд. Поэтому любое ограничение направлено исключительно на благие цели, отвечающие истинным потребностям и желаниям.

Участие ребенка в суде

С какого возраста ребенок имеет право выражать свое мнение в суде?

Как уже было сказано ранее, дети в возрасте 10 лет и старше допускаются к участию в суде для высказывания мнения относительно каких-либо вопросов. Однако здесь легко совершить процессуальную ошибку, что приводит к неблагоприятным последствиям.

Выражение мнения, допрос несовершеннолетнего свидетеля — разные правовые институты. Из-за того, что законом порядок выражения позиции никак не урегулирован, зачастую в протоколе судебного заседания секретарь допускает серьезную ошибку, указывая об этом как о вызове на допрос в статусе свидетеля. Такое нарушение влечет отмену решения.

В чем же разница? Выражение мнения — это право, поэтому никто не может принудить высказать его, как бы ни складывались обстоятельства, а участие в статусе свидетеля — это процессуальная обязанность, предусмотренная законом.

Если необходимо опросить несовершеннолетнего (малолетнего) в судебном порядке, то это происходит с привлечением органов опеки и попечительства, цель которых установить, не оказывалось ли на него воздействие со стороны родителей или других заинтересованных лиц, а также не повредит ли ему нахождение в суде. Кроме того, учитывается способность осознавать свои интересы и аргументировать позицию.

При изучении судебной практики огорчает тот факт, что нередко дела с участием детей рассматриваются с большой долей формализма. Все же привлечение к процессу малолетних и несовершеннолетних граждан несколько меняет сам процесс судопроизводства по делу, накладывая на участников процесса дополнительные моральные и этические обязанности, что не всегда коррелируется с интересами, не способствует нормальному функционированию института защиты прав и интересов ребенка.

Заключение

Помните, что ребенок — это уже человек, имеющий свою жизненную позицию, интересы, мнение и желания. Многие проблемы идут с детства, когда родители игнорировали своих детей, не давали им возможности быть услышанными и принимать участие в жизни семьи. Поэтому необязательно дожидаться того момента, когда слово будет иметь вес в силу прямых указаний закона. Охранять институт детства — прямая обязанность всех взрослых людей, желающих обеспечить счастливое будущее для подрастающего поколения.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения