Особенности лицензии на управление многоквартирными домами

Жители многоэтажек вправе заключить договор с частным предприятием на обслуживание строения и прилегающей территории. В таких ситуациях ответственной за порядок компании не обойтись без получения лицензии на управление многоквартирным домом. Разберемся с деталями этого вопроса и выясним, каков путь получения таких разрешений.

Информация о допусках

Лицензия на право управления многоквартирными домами представляет собой официальное одобрение государственными ведомствами осуществление предпринимательской деятельности в этом направлении. Иными словами, фирма или индивидуальные предприниматели берут определенные обязательства перед жильцами, выполнение которых контролирует государство.

Такие правила содержатся в 19 главе Жилищного Кодекса страны. Здесь говорится о вероятности получения бессрочного допуска, который выдается заявителю по результатам проверки лицензионной комиссии. Указанное ведомство создается силами властей субъектов страны. Однако подобная процедура контролируется государственными органами Федерального уровня.

Внимание! Выдача разрешения – компетенция органа государственного жилищного надзора.

При этом закон не обязывает получать таких допусков для уже созданных объединений жильцов. Соответственно, процедура лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами для ТСЖ или кооператива жильцов становится добровольным действием. Разберемся с отдельными нюансами, которые касаются затронутой темы.

Поговорим о специфике рассматриваемых бумаг. Законодательство предусматривает бессрочное действие полученного допуска. Однако при выявлении нарушений со стороны лицензиата, разрешение аннулируется. Контроль над проведением аккредитованной компанией работ выполняют государственные ведомства Федерального значения.

Кроме того, лицензия на управление МКД действует лишь в пределах региона, где выдали такой допуск. Если управленец применяет разрешение в ином субъекте федерации, подобные действия преследуются по закону. Причем правовые предписания говорят о невозможности подписания договора управления с жильцами до выдачи соответствующего допуска.

Перейдем к описанию функционала, который открывается лицам, получившим искомое разрешение. В этой ситуации лицензиат заключает контракт с жителями строения, указывая там планируемый объем услуг. Если рассматривать такой сервис с позиции закона, здесь вероятны следующие функции:

  • обеспечение сохранности здания и проведение регулярных плановых реконструкций;
  • посредничество при подписании договоров на предоставление коммунальных услуг;
  • выполнение аварийных работ при появлении подобных обстоятельств, организация диспетчерского сервиса при форс-мажорах;
  • облагораживание придомовой территории;
  • прием платежей за оказанные услуги;
  • ведение документооборота;
  • другие виды сопутствующего сервиса.

Перечисленные позиции допускают и иной формат управления – создание ТСЖ. Решение о предпочтении конкретного варианта тут остается за собственниками квартир.

Порядок выдачи

Обсудим подробнее вопрос, как получить лицензию на управление многоквартирным домом. Чтобы легализовать предприятие, руководителю требуется пройти восемь таких этапов:

  • выбор строительного комплекса;
  • предварительное согласование с жильцами;
  • оформление предпринимательства;
  • получение квалификационного аттестата;
  • проверка соответствия лицензионным требованиям;
  • сбор пакета документов;
  • написание и подача заявления;
  • получение допуска и заключение контракта с жильцами.

Каждый из перечисленных пунктов включает определенные сложности, поэтому рассмотрим ключевые позиции подробнее.

Учитывая, что первые два шага не включаются в официальный перечень требований, новички пренебрегают этой рекомендацией.

Однако в подобных обстоятельствах у компании отсутствуют гарантии спроса на предоставляемые услуги.

Что касается официального оформления предприятия, тут правовые нормативы допускают две формы: создание ИП либо АО.

Выбор окончательного варианта определяется предпочтениями соискателя.

Россияне считают компромиссным решением создание ИП, поскольку в этой ситуации снижается налоговая нагрузка и упрощается регулярная отчетность.

Разберемся с основными этапами получения допуска, которые определяют успех задуманного бизнеса.

В таких ситуациях государственная комиссия руководствуется нормативными требованиями.

По указанной причине соискатель сдает обязательный экзамен, который доказывает право этого человека на получение разрешения.

Тест на профессиональную пригодность принимает комиссия, созданная исполнительной властью субъекта РФ.

Чтобы пройти такой экзамен, требуется подача запроса в соответствующие инстанции.

Причем аттестат получает и руководитель управляющей компании, и ответственные за содержание МКД сотрудники.

Экзамен длится до 120 минут, а итогом тестирования становится получение свидетельства либо отказ комиссии. Чтобы успешно аттестоваться, соискатель набирает минимум 172 балла.

Описываемая документация действует на протяжении 5 лет. Затем лицензиат проходит переаттестацию, чтобы подтвердить профпригодность. Однако при выявлении нарушений после проведения проверок, комиссия вправе аннулировать действие бумаги досрочно. Число же попыток для прохождения теста не ограничено, а специальные курсы не обязательны.

Теперь перейдем к обсуждению лицензионных предписаний, которых соискателю уместно придерживаться. На 2018 год требования, которые предъявляются к потенциальным лицензиатам, включают такие правила:

  1. Регистрация предприятия. Допуском к проведению процедуры считается официальное оформление ИП либо создание юридического лица.
  2. Отсутствие судимости. Здесь законодательство подразумевает непогашенные либо неснятые обязательства перед государством за экономические махинации. Кроме того, лица, подозреваемые в совершении средних, тяжких и особо тяжких преступлений, тоже не допускаются к конкурсу.
  3. Аттестат квалификации. Успешное прохождение описанного выше тестирования – важное условие для предпринимателя, планирующего получение официального допуска.
  4. Отсутствие информации о прекращении действия разрешения соискателя в списке реестра лицензий РФ. Этот пункт означает повторный запрос фирмами, лицензия которых аннулирована, либо дисквалифицированными за нарушения закона в прошлом компаниями. Такой момент касается руководителя и должностных лиц конторы-соискателя.
  5. Открытый доступ к сведениям о финансовой и хозяйственной стороне работе фирмы. Такие требования регламентируются ч. 10 ст. 161 ЖК страны и становятся обязательным условием.

Последний пункт подкрепляется и Решением Правительства №731. Здесь сказано о доступности информации, которая касается перечисления средств, проведения ремонтных работ и благоустройства, формировании тарифов и ценовой политики.

Кроме того, еще одним требованием тут становится соблюдение Постановления №354, которое издало Правительство в 2011 году. Здесь речь идет о выполнении правил предоставления услуг ЖКХ. Если претендент нарушает одно из указанных в списке предписаний, такие действия становятся основанием для отказа в выдаче разрешения.

Этапом, который определяет результат задуманного дела, становится подготовка и сбор нужной документации. В таких ситуациях претендент на получении лицензии заполняет формуляр типового заявления и прикрепляет сюда такие бумаги:

  • свидетельство о регистрации предпринимательства;
  • выписка ЕГРИП для ИП или ЕГРЛ для организаций;
  • нотариально заверенные копии уставной документации компании, распоряжений о назначении директора и создании АО;
  • оригинал квитанции о перечислении средств при уплате государственной пошлины;
  • копия полученного аттестата квалификации;
  • дубликат паспорта заявителя и свидетельства ИНН;
  • список прикрепленных к заявке бумаг.

Как видите, в рассматриваемом случае перечень необходимой документации включает минимальные требования и не представляет особых сложностей при сборе пакета.

Конкретизируем алгоритм действий соискателя. Начнем с уточнения адресата запроса. К началу 2018 года во всех субъектах РФ сформированы и работают региональные комиссии, в компетенции которых выдача искомых допусков. В подобных обстоятельствах соискатель выполняет следующую процедуру:

  1. Поиск нужного ведомства в регионе.
  2. Выбор способа подачи бумаг.
  3. Официальный запрос.

Найти организацию, которая занимается подобными вопросами, удастся с помощью официальных сайтов исполнительной власти выбранного населенного пункта. Что касается способа подачи заявки, тут закон предусматривает три таких варианта:

  • посещение офиса;
  • почтовые услуги;
  • сервисы интернета.

Первый вариант предполагает и действие через официального посредника.

В этом случае к указанным выше бумагам прикрепляется нотариально заверенная доверенность на имя официального представителя будущего лицензиата.

Выбор почтовой пересылки нуждается во вложении описи содержимого заказного письма с уведомлением.

Предпочтение онлайн-сервиса допускает использование портала «Госуслуги», где претендент на получение допуска выполняет несложные действия, следуя подсказкам ресурса.

В этом случае требуется электронная цифровая подпись заявителя и авторизация страницы на сайте.

Порядок лицензирования медицинских услуг описан в этом материале.

Обратите внимание! Стоимость при уплате госпошлины для подобного бизнеса составляет 30 000 рублей. Неоплаченные квитанции – повод для возврата комиссией бумаг.

Вне зависимости от выбора способа подачи пакета, представитель государственной организации выдает просителю дубликат описи поданной документации. В подобных обстоятельствах должностное лицо, принявшее пакет, ставит дату принятия бумаг на рассмотрение и визирует бланк подписью и печатью конторы.

Действия лицензиата

Перейдем к рассмотрению вопросов, могут ли контролирующие организации приостановить действие допуска либо отобрать лицензию, какие штрафы предусмотрены для нарушителей и как действовать управляющей компании.

После выдачи официального разрешения предприятие вправе выполнять соответствующие работы. Однако тут не избежать аудита со стороны государства.

Выявление нарушений подобными проверками становится причиной для изъятия лицензии.

Среди вероятных предпосылок подобного исхода – игнорирование требований об извещении при смене вида работ или региона страны, отказ в прохождении переаттестации, изменения уставной документации.

Последняя причина нуждается в переоформлении допуска.

Важно! Процесс аннулирования разрешений в этих ситуациях – компетенция суда.

Однако нарушение лицензиатом требований закона чревато административной ответственностью. Здесь размер штрафа определяется формой предпринимательства и составляет 250 000–300 000 рублей. Работа без лицензии карается штрафом в 150 000–200 000 и дисквалификацией на три года для ИП. Полномочиями для наказания недобросовестных управленцев наделяется государственная комиссия.

Заключение

Поскольку действующие юридические нормы не предполагают сложностей в оформлении допуска к управлению жилищными массивами, игнорирование таких требований чревато для предпринимателей финансовыми и репутационными потерями. Однако даже в случае нарушений со стороны управляющей компании желание жильцов сотрудничать с этой фирмой оставляет за нарушителем преимущество в заключении нового договора.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения