Нарушение правил кораблевождения по ст 352 УК РФ: кого касается и какова ответственность

Правонарушение по статье 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения» входит в Главу 33 Особенной части Уголовного кодекса «Преступления против военной службы». Оно может быть отнесено к преступлениям против порядка обращения с военным имуществом, оружием, источниками повышенной опасности, использования и эксплуатации военной техники.

Рассмотрим, в чем заключается суть нарушения по этой статье, как она предстает с объективной и субъективной стороны, чем вызваны затруднения в применении статьи 352 УК и как можно избежать ответственности, предписанной за несоблюдение правил управления военным кораблем.

Краткое содержание ст. 352 УК РФ с комментариями к ней

В статье говорится о том, что отступление от утвержденных положений и норм по управлению или использованию кораблей военного назначения должно повлечь за собой гибель человека (по причине неосмотрительности) либо другие тяжелые события.

Военнослужащему, виновному в упомянутом деянии, грозит тюрьма.

В комментариях к 352 УК РФ говорится о составе преступления, его объективной и субъективной стороне, объекте, субъекте и квалификационных признаках.

Порядок и правила мореплавания кораблей Военно-Морского Флота содержатся в следующих нормативно- правовых актах:

  1. Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля.
  2. Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями.
  3. Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине.
  4. Устав службы на судах обеспечения.
  5. Международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

Важно! Военными кораблями считаются: авианосцы, крейсеры, подводные лодки, торпедные катера, суда обеспечения и другие корабли, состоящие на вооружении в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В чем заключается суть правонарушения

Состав правонарушения по рассматриваемой статье называют специальным относительно состава, описываемого в статье 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».

Самый важный признак нарушения – причинно-следственная связь. В некоторых случаях, когда ее установление оказывается слишком сложной задачей для следствия, к работе привлекают эксперта или экспертную комиссию.

Примечание. Правила кораблевождения регламентированы Корабельным уставом Военно-Морского Флота РФ, введенным в действие Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ от 1 сентября 2001 г. N350, а также ведомственными нормативными правовыми актами.

Правонарушение считается совершенным с момента наступления последствий (гибель человека либо другие тяжелые события, как, например, вред здоровью, материальный ущерб, провал боевой задачи и т. д.).

Читайте также:

Какую ответственность несут наследники по долгам наследодателя по ст 1175 ГК РФ.

За что можно лишиться родительских прав по статье 69 СК РФ.

Рассматриваемая сторона правонарушения состоит в несоблюдении правил кораблевождения или эксплуатации военных судов.

Кораблевождение – это управление кораблем во время плавания. Отступления от правил по вождению военным судном могут проявляться не только в неправильном действии, но и в бездействии.

В качестве примеров нарушения можно назвать: лицо не определило глубину, и судно село на мель, не была сброшена скорость в момент преодоления узости; не соблюдены правила по расхождению со встретившимся кораблем, что привело столкновению кораблей и т. д.

Ошибки при эксплуатации корабля случаются во время технического обслуживания, погрузочных или разгрузочных работ, при выполнении специальных действий или заданий особой важности, связанных с применением военного судна по его фактическому предназначению (минирование, десантирование и прочее).

Объект деяния – порядок и правила кораблевождения и эксплуатации военного корабля.

Субъективная сторона нарушения правил кораблевождения характеризуется проявлением неосторожности со стороны служащего (легкомысленное отношение к своим обязанностям либо небрежность).

Субъект деяния специальный. Это значит, что субъектом нарушения правил кораблевождения может быть только военный, которому было вверено управление кораблем (кораблевождение или эксплуатация корабля). В их число входят: командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля.

Статья 352 УК РФ аналогична по составу правонарушения и его субъективной стороне со статьями 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин» и 351 «Нарушение правил полетов или подготовки к ним» Уголовного кодекса. Их различие лишь в объекте нарушения.

Помимо указанных сходств, указанные статьи связывает бланкетный характер.

Справка. Под бланкетной понимают такую диспозицию, которая непосредственно в самом уголовном законе не дает обозначения признакам неправомерного поступка, а направляет за их поиском к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права (административного, гражданского и т. д.).

В нашем случае бланкетный характер при рассмотрении статьи 352 УК создает значительные затруднения, поскольку объем нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма большой (вы могли его видеть в начале нашей статьи).

Бланкетный характер диспозиции 352 статьи обеспечивает стабильность уголовно-правовой нормы. За все время существования кодекса с 1996 года изменения в диспозицию вносились лишь один раз.

Наличие в субъективной стороне изучаемой статьи признака неосторожной вины препятствует квалификации умышленных действий в случае нарушения правил управления и эксплуатации кораблем.

Умышленное повреждение или уничтожение военной техники не учтено в Уголовном кодексе. Рассмотрение подобного действия со стороны  военнослужащего по статьям 346 «Умышленные уничтожение или повреждение военного имущества» или 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ крайне проблематично в применении.

Квалифицирующие признаки

Итак, для квалификации преступления по статье 352 УК РФ необходимо, чтобы нарушение правил повлекло за собой гибель человека или иные тяжкие события. Иные последствия носят оценочный характер. К их числу можно отнести уничтожение военного судна, причинение крупного материального вреда объектам корабля, срыв задания, для выполнения которого предназначалось судно, и т. д.

Для установления оценки тяжести ущерба требуется расчет степени негативного влияния на боеготовность и боеспособность военной части, затраты времени, требуемые на устранение образовавшейся неполадки, а также объем материальных затрат.

Неправомерное действие, закрепленное в статье 352 УК РФ, относится к категории правонарушений средней тяжести.

Какое наказание грозит преступнику

В рассматриваемой статье представлена только одна мера наказания – тюремное заключение. Максимальный срок – семь лет. Минимальный порог не установлен, что многие юристы считают напрасным.

Внесение в статью минимального срока уголовной ответственности помогло бы подчеркнуть строгость применяемого наказания (по сравнению с существующим) за преступление, в качестве квалифицирующих признаков которого выступает гибель человека либо нанесение тяжелого ущерба его здоровью и жизни, а также объемные материальные затраты для государства, связанные с уничтожением корабля либо нанесением ему повреждений, что приводит к снижению его боевой готовности и выводу корабля из фактически действующих сил флота (временно или окончательно).

Для военнослужащих предоставляется возможность изменения наказания в виде тюремного заключения на содержание в дисциплинарной воинской части, согласно 1 пункту статьи 55 «Содержание в дисциплинарной воинской части» УК РФ.

Подобная замена допустима, если суд пришел к выводу, что можно изменить наказание с учетом характера правонарушения и личности осужденного. Но это действительно только при условии, когда военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, назначили тюремное заключение сроком от 3 месяцев до 2 лет (либо военнослужащему-контрактнику, состоящему на рядовых или сержантских должностях, не отслужившему сроков, установленных для службы по призыву).

Примеры из судебной практики

Большинство судебных приговоров ссылается в своих выводах на Корабельный устав ВМФ и Правила организации штурманской службы на кораблях ВМФ. Часть приговоров, помимо вышеуказанных норм, ссылается также на более узкоспециализированные нормы, регламентирующие порядок плавания в определенных районах Мирового океана, правила использования отдельных механизмов корабля или проведение отдельных операций по управлению и эксплуатации военного судна.

К примеру, в деле по факту несоблюдения норм по вождению МПК «Кореец», следствием которого стало повреждение гидроакустического комплекса (ГАК), суд, помимо общих норм по управлению военным судном, сослался на несоблюдение обвиняемыми Ф., С. и Т. «Правил использования районов и средств обеспечения боевой подготовки на Краснознаменном Тихоокеанском флоте».

В уголовном деле о нарушении правил и норм использования подводной лодки «Б-494», повлекшем выход из строя оборудования капсулы ГАК корабля, суд сослался на нарушение подсудимым А. норм, изложенных в инструкции «Создание больших наклонений» и «Руководстве по борьбе за живучесть подводной лодки».

В приговоре по уголовному делу о нарушении правил эксплуатации судна ВМФ – большой атомной подводной лодки на Северном Флоте – подсудимому М., кроме нарушений общих правил использования кораблей, вменили также отступление от требований всевозможных технических описаний и инструкций по эксплуатации конкретных механизмов.

Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 352 УК РФ должно быть точно установлено, кем и какие именно были допущены отступления от требований по управлению и эксплуатации военным судном, которые в конечном итоге привели к гибели человека из-за неосмотрительности виновного либо иным тяжким последствиям, и в каких нормативно-правовых актах и (или) технических нормах они содержатся.

Читайте также:

Как составить договор дарения денег между близкими родственниками.

Ответственность за нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению безопасности.

Как развестись через ЗАГС, и когда понадобится суд.

Заключение

Итак, для наличия состава правонарушения по статье 352 УК РФ требуется обнаружение причинно-следственной связи между отступлением от порядка использования военного судна и наступления последствий (гибели человека или другого тяжелого ущерба). К ответственности может быть привлечен только военный, которому было вверено управление кораблем.

Применение рассмотренной статьи затруднено бланкетным характером диспозиции. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих сферу кораблевождения, весьма объемный. Потому на практике можно столкнуться со случаями использования узкоспециализированных норм законодательства.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения