Какие существуют средства индивидуализации

Реалии делового мира вынуждают предпринимателей искать пути идентификации собственного товара потребителями. В таких ситуациях речь заходит о регистрации бренда компании. Узнаем, как определяются средства индивидуализации в гражданском праве и выясним, какие категории этих инструментов доступны для ведения бизнеса.

Базовые термины

Начнем с изучения ключевых определений. Средства индивидуализации товаров представляют собой идентификатор, который определяет различия в группах продукции, предоставляемых услугах и наименованиях предприятий. Здесь речь идет о выделении товаров конкретного производителя из группы представленных на рынке продуктов.

Рассматриваемый термин используется в области хозяйственного оборота. Соответственно, инструмент применяется бизнесменами, которые ведут коммерческие операции. В Российской Федерации такие обозначения идентичны результатам интеллектуальной деятельности и защищены на законодательном уровне.

Обратите внимание! Описываемые категории выступают предметом заключенных сделок и допускают использование третьими лицами при условии подписания специального соглашения.

Однако общее правило уместно рассматривать в контексте конкретной разновидности подобного инструмента. Детальная трактовка и правила употребления этого обозначения найдется в Гражданском Кодексе страны. Разберемся, на какие типы делится эта группа авторских объектов и узнаем, насколько серьезно государство защищает правовой статус таких идентификаторов.

Классификация

К средствам индивидуализации относятся четыре категории объектов, которые перечислены в следующем списке:

  1. фирменное наименование;
  2. коммерческое обозначение;
  3. товарный или сервисный знак;
  4. наименование места происхождения товара.

Отдельные юристы говорят о пятом типе – доменном имени. Однако это обозначение входит в область исключительного права на ТЗ. Об этом говорит ст. 1484 ГК. Соответственно, рассматриваемый объект считается легальным, но не включенным в правовые регуляторы.

Эти категории применяются к зарегистрированным коммерческим предприятиям либо ИП. Оба объекта выделяют конкретную фирму.

Однако фирменное наименование идентифицирует отдельное юридическое лицо, а коммерческое обозначение характеризует род занятий компании.

Причем в первой ситуации регистрация становится обязательным этапом.

Второй же случай не предусматривает такой процедуры вовсе. Иными словами, фирменное наименование – эквивалент названия фирмы, которое внесено в государственный реестр.

Коммерческое же обозначение предполагает идентификацию коммерческого объекта, принадлежащего такой компании – магазина, развлекательного заведения, кафе.

Эти две группы тоже отличаются сходством. Оба объекта выделяют продукцию предприятия из массы товаров сходного типа, но и тут найдутся отличия. ТЗ определяет продукты или услуги фирмы, а НМПТ характеризуется географическими особенностями происхождения товара. Причем в первом случае предприниматель выбирает название произвольно.

Регистрация места происхождения товара вероятна при выборе реально существующего наименования. Здесь учитываются такие условия:

  1. Четкое определение границ объекта. Сюда включаются официальные и «народные» название населенных пунктов, полные наименования и аббревиатуры, современные и исторические имена.
  2. Известность и связь. Тут основным требованием становится популярность конкретной области в комплексе с природными особенностями.

В ситуациях с доказательствами распространенности названия выбранного объекта уместно опираться на опросы граждан, официальные источники и статистические сведения.

Правовой статус

Теперь поговорим, как рассматривает средства индивидуализации ГК РФ. Эти объекты входят в группу исключительных прав.

Такое утверждение означает шанс на распространение личной продукции под собственным брендом.

Кроме того, предприниматели вправе передать объект третьим лицам или запретить пиратское использование символики в порядке, которое установлено юридическими нормативами.

Однако условия, когда появляется указанное право, разнятся. В ситуациях с эксплуатацией фирменного наименования этот момент наступает с момента внесения компании в государственный реестр.

Если говорить о коммерческих обозначениях, здесь права действуют со дня первого использования объекта, поскольку регистрация тут не предусмотрена.

Исключительное право на наименование места происхождения товара и товарный знак работает после официального подтверждения уникальности идеи Роспатентом.

Второй признак, по которым отличаются рассматриваемые категории – распоряжение владельца исключительным правом. В этой ситуации недопустима передача третьим лицам НМПТ и фирменного наименования. Оставшиеся две группы предполагают вероятность передачи исключительных прав по договору. Что касается КО, здесь допускается даже заключение соглашения аренды на символику.

Третьим отличием становится период действия таких прав. Регистрация наименования места происхождения товара, коммерческого обозначения и фирменного наименования становится бессрочной и ограничивается временем действия патента. В случае с оформлением ТЗ предприниматель регистрирует бренд на срок в 10 лет.

Государственные гарантии

Теперь поговорим об уровне защиты авторских инструментов идентификации для коммерсантов. Действующее законодательство обеспечивает охрану результатов интеллектуальной работы и препятствует посягательствам на такую собственность. Тут «работают» и правовые нормы о недобросовестной конкуренции – присвоение «чужого» бренда чревато для нарушителя штрафом.

Кроме того, пиратство преследуется Административным и Уголовным Кодексами. В частности, эта норма касается незаконного использования торговых марок. Результатом для недобросовестных бизнесменов, использующих чужое «имя», становится изъятие партии контрафакта и выплата компенсации пострадавшей стороне. Такие вопросы регулируются судом, Роспатентом и ФАС.

Заключение

Как видите, инструменты индивидуализации работают для укрепления делового имиджа компаний, которые эксплуатируют подобный прием. Однако пока отдельные бизнесмены предпочитают действовать вне правового поля, что негативно сказывается на репутации фирм, которые подверглись пиратству. В таких ситуациях уместно пользоваться правовой защитой, обратившись к патентному поверенному.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения