Как получить лицензию ФСТЭК

В деловом мире предприятия используют в работе конфиденциальные сведения, которые обязаны сохранять. Однако намерение компании препятствовать распространению таких данных за финансовое вознаграждение требует получения лицензии ФСТЭК. Разберемся с деталями этого вопроса и узнаем особенности выдачи таких разрешений.

Базовые тезисы

Согласно действующим правовым нормам, для предприятий, которые занимаются хранением и обработкой секретных сведений, требуется лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Кроме того, выпуск специализированного технического оснащения для таких целей тоже нуждается в получении допуска. Эти функции выполняет Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.

Если рассматривать законодательную базу, указанные требования регулируются второй частью НК РФ, статьями КоАП и ФЗ №99, №209, №210 и №294. Кроме того, предписания подкрепляются рядом Положений, изданных Правительством страны и президентским Указом №1085. Государство проводит выдачу таких разрешений и следит за соблюдением правовых предписаний лицензиатами.

Внимание! В рассматриваемых обстоятельствах допуски получают индивидуальные предприниматели и организации, ведущие такие работы.

Разбирая вопрос, для чего нужна лицензия ФСТЭК, юристы говорят о сохранности секретной информации и недопущении разглашений скрытых данных. Иными словами, организации, занятые в подобной области работ, выполняют задачи по хранению указанных сведений, а государственный допуск означает профессиональную пригодность таких компаний. Уточним перечень видов занятости, где доступны эти разрешения.

Рассмотрим подробнее виды лицензии ФСТЭК. Тут говорят о двух вариациях получения разрешений. В первом случае происходит лицензирование СЗКИ, предусматривающее выпуск предприятием спецсредств и ПО, а во втором – ТЗКИ. В этих обстоятельствах выделяются следующие группы:

  1. Услуги контроля. Тут речь идет о регулярном аудите степени защиты и препятствованию утечки КИ в защищаемых сооружениях, технических устройствах и системах, специфическом оборудовании.
  2. Препятствование несанкционированному доступу. В этой ситуации компания защищает информационные средства или комплексы.
  3. Мониторинг. Сюда входит отслеживание и систематизация сведений, которые получили режим секретности.
  4. Аттестация. Предприятия, занятые в области подтверждения статуса указанных объектов, нуждаются в запросе на приобретение лицензии ФСТЭК России.
  5. Проектирование. В таких ситуациях говорится о разработке соответствующего оснащения, средств или помещений, которые предполагают режим секретности.
  6. Выпуск. Серийное производство указанных в предыдущем пункте объектов тоже требует прохождения этой операции. Причем сюда включены и специальное программное обеспечение, которое гарантируют контроль КИ.
  7. Обслуживание. Работы по монтажу, испытанию, восстановлению или ремонту указанных систем предполагают обязательное лицензирование ФСТЭК России.
  8. Защита государственной тайны. В таких ситуациях рассматриваемый доступ выдается компаниям, занятым в области противодействия шпионским технологиям, экспертным организациям и фирмам, которые выполняют функции технической защиты сведений.

Таким образом, лицензия ФСТЭК ТЗКИ выдается предприятиям, которые противодействуют утечке сведений по техническим каналам, используя чужие автоматизированные системы или специальные сооружения. Причем допуск не требуется, если фирма не указывала подобные работы в уставных бумагах и не планирует получение выгоды вследствие проведения таких мероприятий.

Важным моментом для выдачи допуска становится соответствие технических условий предприятия установленным юридическим нормативам.

Несоблюдение таких требований – причина для отказа ведомства в рассмотрении заявки соискателя.

Кратко обсудим ключевые правила, которые устанавливают право заявителя на получение разрешений.

Первым моментом тут становится выбор персонала.

Сотрудники с профильным образованием, которые аттестованы в соответствующей области становятся важным условием.

Второй нюанс касается производственной площади.

Помещения проверяются на соответствие правовым нормам и законность эксплуатации конкретной фирмой.

Важно! Использование оснащения без соответствующих сертификатов и паспортов – причина для отказа в выдаче разрешения.

Кроме того, для успешного решения вопроса организация представляет доказательства эксплуатации лицензионного программного обеспечения. Еще одним условием становится создание внутренней документальной базы. В этом случае предприятие оформляет методологические бумаги и нормативно-правовые акты по требованиям ФСТЭК.

Перечень бумаг для подачи запроса

Основанием для выдачи лицензии ФСТЭК на техническую защиту конфиденциальной информации становится утвержденный формуляр – заявление. Здесь соискатель заполняет графы, придерживаясь рекомендаций по заполнению бланка. Чтобы запрос соответствовал требованиям, к оформленной бумаге прилагаются дополнительные свидетельства. Типовой список предполагает следующие позиции:

  • заверенные нотариусом копии учредительной документации предприятия;
  • дубликаты бумаг, свидетельствующих о нужном уровне профессиональной подготовке персонала;
  • документация о праве собственности на промышленное строение либо контракт аренды;
  • копии бумаг о прохождении аттестации помещения;
  • документы на используемое оборудование с сертификатами качества, паспортами и аттестатами соответствия нормам выполняемых работ;
  • дубликаты о приобретении лицензионных электронных систем обеспечения;
  • акты о закупке контрольных измерительных приборов и соглашения на поверки этой техники;
  • бумаги о прохождении соискателем аттестации, сведения о методологических бумагах компании.

Словом, заявитель готовит пакет документации, где собираются доказательства и обоснования целесообразности выдачи допуска. Причем еще одним важным приложением тут считается оплаченная квитанция государственной пошлины.

Вероятные сложности

Предприниматели, которые намерены получить лицензию ФСТЭК, сталкиваются с определенными трудностями.

Первой проблемой становится место размещения лицензионного ведомства – единственное отделение страны расположено в Москве.

Этот нюанс становится негативным фактором, о котором говорят соискатели – ведь возрастающее число претендентов на допуск увеличивает шанс на ожидание очереди к нужному сотруднику.

Второй трудностью для предпринимателей становится некорректное оформление соглашений аренды промышленного оснащения.

Юристы рекомендуют в подобных обстоятельствах не экономить на покупке собственной материально-технической базы.

Такой подход снижает вероятность отказа в приеме бумаг ведомством.

Важно! Бумаги о штатном персонале компании оформляются с учетом требований закона – тут обязательно приложение копий дипломов и трудовых книг сотрудников фирмы.

Последним нюансом, способным затруднить получение рассматриваемого разрешения, становится арендованная площадь. Если заявитель идет этим путем, тут уместно собирать полную правоустанавливающую документацию на владение таким объектом. Причем несовпадение реквизитов, указанных в свидетельстве или договоре с кадастровой нумерацией становится поводом для возврата собранного пакета соискателю.

Проведение процедуры

Обсудим алгоритм выполнения процедуры заявителем и действия государственной структуры. Начнем с процесса, который предстоит пройти соискателю. В этой ситуации выполняются такие этапы:

  • поиск и аренда либо покупка промышленной территории;
  • закупка и поверка оборудования;
  • комплектование штата квалифицированных сотрудников;
  • сбор документации;
  • написание и подача заявки;
  • получение разрешения.

Причем последний пункт списка выполняется при условии соблюдения будущим лицензиатом установленных правил и нормативов. Нарушения тут чреваты отказом.

Что касается обратной стороны процесса, действия государственного ведомства в подобных обстоятельствах выглядят следующим образом:

  1. Прием запроса. После получения заявления соискателя назначается ответственный сотрудник организации, который выполняет нужный объем работ.
  2. Первичный анализ. На изучение соответствия документации нормативам отводится 3 дня. Если заявитель допустил ошибки в оформлении бланков, закон отводит еще месяц на устранение соискателем неточностей и повторной подаче запроса.
  3. Изучение объема поданных сведений. При успешном прохождении лицензиатом предыдущего этапа, документация изучается еще 5 суток. За это время оценивается соответствие объемов поданных бумаг установленным требованиям. Пакеты менее 200 страниц возвращают на доработку. Тут заявитель получает еще месяц на исправление ошибок.
  4. Глубокая проверка. В ситуациях с получением ведомством установленного типового образца заявки, аудитор получает 45 дней на детальный анализ условий предприятия. Причем этот этап исключает личный контакт при выездных проверках – контролируется лишь соответствие, зафиксированное на бумаге.
  5. Вынесение решения о выдаче допуска или отказе. Основанием для отклонения запроса тут становится несоответствие представленных сведений реальным фактам либо несоблюдение установленных условий заявителем.

Как видите, и в случае обнаружения проверяющим неточностей на первых этапах, у будущего лицензиата появляется шанс на реабилитацию. Тут важно вовремя заполнить недостающие пробелы и повторно подать организации исправленный вариант.

Нюансы действия

Рассматриваемые допуски действуют на протяжении пяти лет. Затем бумаги переоформляются.

Причем при первом получении разрешения ведомство вправе проводить плановый контроль на соответствие условий лицензиата заявленным параметрам не ранее чем через три года после выдачи бумаги.

Однако государство реагирует на жалобы граждан, касающиеся нарушений закона, и проводит внеплановые аудиты.

Выявление нарушений на предприятии, имеющем лицензию, оборачивается аннулированием такого допуска.

В этой ситуации ведомство инициирует судебный процесс, где обосновывает собственную позицию.

Однако указанная мера применяется в случае грубых систематических нарушений. Лицензиату, впервые нарушившему предписания работы, отводится месяц на устранение недостатков.

Заключение

Думаем, что приведенная информация поможет читателям разобраться в специфике поднятого вопроса. Учитывая, что получение таких лицензий обязательно лишь при декларировании фирмой соответствующих работ, текущий прием персональных сведений о клиенте либо хранение коммерческой тайны не нуждается в выдаче бумаг, если предприятие занято в иной области.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения