Пошлина – это вид обязательных платежей, который физические и юридические лица уплачивают уполномоченным государством ведомствам за совершение юридически значимых действий и оформление соответствующих документов.
На территории РФ пошлины объединены под общим названием «государственная пошлина» и регулируются Налоговым кодексом. Таможенные пошлины (ТП) исключены из системы налогообложения и выделены в отдельный механизм, применяемый к внешнеторговым операциям. Рассмотрим особенности таможенных пошлин и тарифного метода.
Что такое таможенная пошлина и ее функции
Это платежи, которые взимает государство с товаров, имущества и ценностей при пересечении границ под контролем таможни. По сути это косвенный налог на внешнеторговые операции.
Таможенная пошлина выполняет фискальную и экономическую функции. Фискальная заключается в пополнении государственного бюджета, экономическая – в поддержании развивающихся отраслей экономики за счет надбавки к стоимости импортного товара.
Виды
В зависимости от целей вводят антидемпинговые, компенсационные, специальные и преференциальные ТП.
Справка. На некоторые виды товаров правительство устанавливает тарифные квоты. Они представляют собой ограничения на количество товаров, к которым применяется базовая таможенная пошлина. Квоты распределяют при помощи выдачи лицензий уполномоченным ведомством.
ТП делятся на адвалорные и специфические:
- Адвалорные исчисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара (от лат. ad valorem – «от стоимости»). Применяются для обложения дорогостоящих товаров.
- Специфические (твердые) устанавливаются в виде конкретной стоимости за единицу веса, объема, штуки и др. Используются для обложения дешевых массовых грузов или сырьевых товаров.
Смешанная (комбинированная) ТП сочетает в себе оба вида ставок – адвалорные и специфические. Причем взимается наибольшая.
Ввозные (импортные) ТП – чаще используемый вид пошлин для обложения ввозимых (импортируемых) товаров.
Вывозные (экспортные) ТП ограничивают экспорт товаров, необходимых для развития национальной экономики.
Применяются обычно к сырьевым товарам:
- древесина;
- древесный уголь;
- нефть сырая;
- нефтепродукты и др.
Специальные ТП применяют как меру защиты и вводят:
- на категории товаров, их количество или условия ввоза, которые могут нанести ущерб внутренним производителям таких товаров;
- в отношении участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), нарушающих интересы РФ;
- в ответ на дискриминационные действия отдельных стран и их союзов;
- для пресечения недобросовестной конкуренции.
Антидемпинговые ТП применяют к импортным товарам, ввозимым по заниженным ценам, если ввоз угрожает ущербом отечественным производителям таких же товаров или товаров конкурентов.
Компенсационные ТП вводят для снижения конкурентоспособности иностранных товаров на внутреннем рынке и чаще используют в отношении товаров, для производства или экспорта которых в стране происхождения выделялись субсидии.
Вводят для временного ограничения или стимулирования ввоза либо вывоза некоторых товаров на период не более 6 месяцев.
Таможенные ставки и их виды
ТП уплачивают согласно установленным ставкам, тарифным льготам и преференциям (предпочтениям). Перечень ставок ТП называется таможенным тарифом (фр. tarif – «система ставок»).
Правовые основы взимания ТП в России определяют Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Единый таможенный тариф, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии.
Субъекты ТП – как физические, так и юридические лица, перемещающие грузы через таможенную границу ЕАЭС.
Структура таможенного тарифа основана на перечне товарной номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД), где товары делятся по происхождению, материалу или химическому составу, назначению и степени обработки.
Каждой категории товаров соответствует цифровой код, который определяется декларантом и указывается в грузовой таможенной декларации (ГТД).
ТП исчисляются плательщиком с учетом классификации и стоимости товара, страны происхождения, льгот и преференций.
Исключения из правила составляют следующие случаи:
- выставление таможенным органом требования об уплате ТП;
- исчисление сотрудниками таможни ТП при перемещении товаров в международных почтовых отправлениях (МПО);
- дополнительные начисления ТП представителями таможни по результатам проверки сведений, заявленных декларантом.
Дополнительные начисления возможны в случаях:
- установления недостоверности сведений о стране происхождения товаров;
- установления нарушений правил классификации товаров по ТН ВЭД;
- самостоятельного определения должностными лицами таможни таможенной стоимости товаров;
- самостоятельного определения представителями таможни количества товаров (ст. 52 ТК ЕАЭС).
По стране происхождения выделяют пошлины:
- максимальные (базовые) — устанавливаются для всех стран;
- минимальные — устанавливаются согласно режиму наибольшего благоприятствования;
- преференциальные — вводятся по отношению к отдельным странам или группам стран, часто используются для развивающихся стран в размере ниже минимальных ставок или вообще без взимания ТП.
Справка. Во взаимной торговле стран-членов ЕАЭС ввозные и вывозные ТП не применяются.
Льготы, в отличие от преференций, не носят персонифицированный характер и применяются к товарам всех стран, не входящих в ЕАЭС.
Льготы определены приложением №6 к Договору о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 г., ред. от 08.05.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) и предоставляются в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза из третьих стран:
- товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
- товаров, ввозимых в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космического пространства, в том числе для запуска космических аппаратов;
- продукции морского промысла судов государств-членов, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и (или) физическими лицами государств-членов ЕАЭС;
- валюты государств-членов ЕАЭС, валюты третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценных бумаг в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС;
- товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи или в целях ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий или катастроф;
- товаров, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимых по линии третьих стран, международных организаций, правительств в благотворительных целях.
Тарифные льготы предоставляются также в иных случаях, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе.
Оплата таможенных пошлин
ТП начисляются и уплачиваются таможенным органам в процессе декларирования до выпуска ГТД в валюте государства-члена ЕАЭС (ст. 61 ТК ЕАЭС).
Товары, не подлежащие таможенному декларированию:
- помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в соответствии с п. 4 ст. 204 ТК ЕАЭС;
- ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС и подлежащие возврату отправителю МПО;
- вывезенные с таможенной территории ЕАЭС МПО, не врученные получателю — возвращаются на таможенную территорию ЕАЭС при условии сохранения целостности упаковки;
- порожняя почтовая тара;
- МПО в случае отказа в выпуске в связи с выявлением фактов расхождения сведений о товарах и подлежащие возврату (ст. 286 ТК ЕАЭС);
- дипломатическая почта и консульская вализа (ст. 301 ТК ЕАЭС).
Сроком уплаты ТП считается период времени, когда возникает обязанность по уплате ТП в соответствии со ст. 56, 58, 91, 97, 103, 136, 137, 141, 153, 162, 174, 185, 198, 208, 216, 225, 232, 241, 247, п. 4 ст. 277, ст. 279, 280, 284, 288, 295 и 309 ТК ЕАЭС.
Обязанность по уплате таможенных пошлин считается исполненной с момента:
- зачета денежного залога;
- поступления денежных средств на счет Федерального казначейства;
- списания на основании поручения таможенного органа на бесспорное взыскание денежных средств со счета плательщика в банке;
- уплаты наличных денежных средств в кассу таможенного органа, уполномоченному должностному лицу при условии заключения с ним договора о полной индивидуальной материальной ответственности, либо в кассу организации федеральной почтовой связи;
- обращения таможенным органом взыскания на суммы денежного залога в случаях, предусмотренных частями 10 и 11 статьи 76 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее 289-ФЗ), или с момента принятия таможенным органом решений, предусмотренных частью 21 статьи 76 и частью 3 статьи 80 289-ФЗ (ст. 30 289-ФЗ).
Оформление товаров без пошлины
Без уплаты ТП граждане ЕАЭС имеют право ввезти товары для личного пользования, не предназначенные для получения коммерческой выгоды. Проверка осуществляется исходя из веса, количества и однородности. Обнаружение более 3 идентичных единиц груза приравнивается к коммерческой партии и оплачивается по обычным тарифам.
Разрешено ввозить наземными видами транспорта товары на сумму не более 1 500 евро, весом не более 50 кг, при перевозке самолетом — на сумму до 10 000 евро.
При превышении нормы оплачивают 30% итоговой стоимости товаров (минимум 4 евро за 1 кг). Ограничен ввоз табачной и алкогольной продукции (Приложение 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. 107).
Примечание. С 1 января 2019 года предполагается снижение норм ввоза до 500 евро вместо 1 500 и 25 кг вместо 50. Снижение норм ввоза не коснется туристов, въезжающих на территорию ЕАЭС.
Пока сохраняются ограничения до 31 кг и 1 000 евро на покупки через интернет, получаемые посредством МПО.
Ввозить неограниченное количество бывших в употреблении и приобретенных до въезда в ЕАЭС вещей без уплаты ТП вправе:
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- добровольные переселенцы, участники Государственной программы и члены их семей;
- иностранные физические лица, получившие разрешение на работу в странах ЕАЭС;
- граждане, проживавшие менее 12 месяцев за пределами ЕАЭС, на сумму не более 5 000 евро (Приложение 3 Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. 107).
Заключение
За незначительным исключением все грузы, пересекающие границы ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и уплате таможенной пошлины. Размер ТП определен Единым таможенным тарифом ЕАЭС на основе ТН ВЭД и исчисляется декларантом для каждой категории декларируемого товара на базе транспортных документов.
Таможенные органы контролируют правильность декларирования и имеют право оспорить как таможенную стоимость, указанную в ГТД, так и правильность классификации товаров. Декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений и представление недействительных, поддельных или заведомо недостоверных документов (ст. 84 ТК ЕАЭС).