Что такое электронное декларирование и как пройти его самостоятельно: пошаговая инструкция для новичков

В современном мире из-за роста международного товарооборота увеличивается нагрузка на службы пограничного надзора. Чтобы увеличить эффективность обработки поступающей информации, появилась возможность подавать декларацию о перевозимом грузе удаленно с помощью специально созданной системы ЭД-2.

В этой статье мы разберемся, какие преимущества дает электронное декларирование, чем отличается передача документов через системы ЭД-1 и ЭД-2, узнаем, какую информацию требуется предоставить в федеральные органы таможенного контроля для электронной регистрации.

Электронное декларирование

Электронная таможенная декларация – это пакет данных о перевозимом товаре, предоставляемый надзорным таможенным органам по предопределенной процедуре в форме, предусмотренной законодательством. Информация вносится в специальные программы для цифрового учета и отправляется по выделенным каналам связи.

Согласно таможенному кодексу Евразийского экономического союза (ТК ЕАЗС), предоставление информации о декларируемом товаре в электронном виде имеет такую же юридическую силу, как подача деклараций в бумажной форме.

Подача электронных деклараций выглядит, как внесение структурированных и оформленных данных в соответствии с нормативно-правовыми нормами, указанными ТК ЕАЗС, с целью дальнейшей передачи по специализированным каналам связи в Федеральную таможенную службу (ФТС). После проверки и регистрации этих сведений ФТС принимается решение о запрете или разрешении вывоза задекларированного товара из страны.

Важно! Достоверность предоставляемой информации подтверждается электронно-цифровой подписью лица, декларирующего перевозимый товар.

Требования, предъявляемые к форме и структуре данных о декларируемом товаре и декларации таможенной стоимости, описаны в решениях Коллегии ЕАК от 16 января 2018 г. №2 и №4. Эти правила касаются участников Евразийского таможенного союза. Целью введения этих нормативов было обеспечение комфортных условий для внешнеэкономической деятельности.

В соответствии п. 5 ст. 104 ТК ЕАЭС при сбоях в работе систем приема и передачи электронных деклараций, в случаях перебоя источников электроэнергии или отсутствия доступа к сети интернет предусмотрена возможность избежания подачи декларации товара электронным способом.

Первой пробой по внедрению удаленного таможенного декларирования в России стала система подачи грузовых таможенных деклараций (ГТД), работающая на выделенной модемной связи. Эта система была запущена в 1995 году. До этого момента весь процесс осуществлялся на бумаге с предоставлением распечатанных образцов документов лично таможенному инспектору.

В 2000 году таможенный комитет РФ принял решение взять курс на развитие надзорных служб, чтобы увеличить скорость обработки информации и упростить взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД. Для достижения этой цели был избран путь внедрения автоматизированных систем и развития новых, более эффективных каналов связи. Реализация этого плана была намечена на 2001-2003 гг., и его результатом стала система электронного декларирования ЭД-1. 1 июля 2004 года она была впервые запущена на Чертановской таможне.

Интересно! Одним из значимых событий в развитии электронного декларирования стало принятие в 2002 году закона о цифровой подписи, который стал отправной точкой для дальнейшего развития подобных систем.

ЭД-1 позволила достичь многих задач, поставленных правительством РФ, но система также обладала некоторыми значительными недостатками. Одним из главных минусов оказалась необходимость использования специализированных каналов для передачи данных, на прокладку и использование которых требовались большие средства. Отсутствие единого формата предоставляемых документов затягивало процесс обработки и регистрации данных таможенными службами, что не соответствовало поставленным целям.

Следующим этапом развития автоматизированных комплексов электронного декларирования стало повсеместное внедрение на таможенных постах систем ЭД-2, которые работали через интернет. Это значительно упрощало удаленное декларирование и удешевляло стоимость прокладки и эксплуатации подобных систем. Благодаря этим преимуществам ЭД-2 смогла обеспечить массовый переход участников ВЭД на электронное декларирование.

После отмены передачи данных для декларирования с помощью ЭД-1 и в бумажном виде ЕД-2 остается единственной системой электронного декларирования, существующей в РФ.

Подача таможенных деклараций на бумаге все еще проводится, но в особых случаях, оговоренных законодательством РФ. Согласно утвержденной правительством России стратегии о развитии таможенных служб, полный переход на электронное декларирование намечен на конец 2020 года.

Подготовка документов для подачи электронной декларации

При оформлении ЭТД предоставляются следующие документы:

  • о лице, подающем декларацию, подтверждающие его права на это;
  • дающие право на перевозку товаров;
  • подтверждающие совершение сделки ВЭД (если она отсутствовала, требуется предоставить документы, удостоверяющие права собственности, пользования и распоряжения перевозимым товаром, а также другие свидетельства коммерческой деятельности декларанта);
  • предоставляющие доказательства соблюдения декларантом запретов и ограничений, установленных настоящим Кодексом;
  • подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением антидемпинговых, компенсационных и других специальных защитных мер;
  • указывающие страну изготовления товаров;
  • об уплате или обеспечении уплаты таможенных услуг;
  • подтверждающие изменение сроков уплаты, если такие изменения имеются;
  • предоставляющие права на льготы, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных услуг, пошлин, предусмотренных настоящим Кодексом;
  • о соблюдении требований валютного контроля, согласно законодательству стран-участников Таможенного союза;
  • подтверждающие указанную стоимость декларируемых товаров с описанием метода определения их стоимости;
  • о регистрации с указанием в них национальной принадлежности транспортного средства, осуществляющего международную перевозку, и заявленных товаров.

Законодательствами ЕАЭС и его государствами-участниками предусмотрены отдельные положения, упрощающие, изменяющие или усложняющие процесс декларирования перевозимого товара в частных случаях.

При декларировании товаров, не требующих взимания таможенных пошлин на вывоз, перечень предоставляемых документов надзорным органам значительно сокращается. В таких случаях при декларировании предоставляют только бумаги, удостоверяющие:

  • полномочия декларанта;
  • совершение сделки ВЭД;
  • соблюдение всех необходимых ограничений;
  • уплату пошлин, установленных согласно действующим нормам Евразийского экономического союза;
  • право на льготы, частичное или полное освобождение от уплаты платежей за таможенные услуги;
  • регистрацию транспортного средства, используемого для перевозки декларируемых товаров.

Также список необходимых документов может быть сокращен, согласно действующему таможенному законодательству Евразийского экономического союза и его стран-участников. При отсутствии в этих документах информации, указанной в декларации, требуется предоставление других документов, на основании которых проводилось ее оформление.

При невозможности предоставления документов, информация из которых использовалась для заполнения электронной декларации, по мотивированному обращению декларанта или таможенного брокера в надзорный орган разрешается подача этих документов перед выпуском перевозимого товара. В особых же случаях, предусмотренных нормами государств-членов ЕАЭС, возможно предъявление требуемых бумаг после выпуска груза.

Важно! Если ранее таможенному органу предоставлялись оригиналы документов, то при следующем декларировании достаточно использовать копии этих бумаг либо указать о предыдущих предъявлениях их таможенным службам.

При электронном декларировании товаров документы, данные из которых использовались для заполнения декларации, если они передавались ранее при предыдущих таможенных процедурах, можно не предъявлять снова. При использовании копий документов таможенная служба имеет право убедиться в соответствии их оригиналам.

Надзорные таможенные органы могут принимать документы, которые оформлены на государственных языках стран-членов ЕАЭС, но за ними остается право потребовать перевод текста документов, составленных на государственных языках стран, не состоящих в Таможенном союзе.

Как проводится процедура электронного декларирования

Подача и оформление электронной декларации может проводиться как самим декларантом, так и при помощи таможенного брокера. Последовательность действий заполнения и подачи декларации от этого не меняется.

Шаги оформления электронной декларации:

  1. Осуществляется подготовка требуемых документов, а именно перевод их в формат XML для дальнейшей передачи. Конвертации подлежит декларация таможенной стоимости, опись необходимых документов и декларация на товар.
  2. После перевода документов в формат XML следует их передача в электронный архив декларанта.
  3. Запускается в программе процедура по таможенному оформлению, а далее электронная декларация передается вместе с необходимыми документами в таможенную службу. После автоматического анализа данных, указанных в 30-й графе декларации, и места подачи ЭД, если перед началом оформления был выбран «Удаленный выпуск», изменить его на «Обычный» уже не получится. Документы и декларация передаются автоматически после начала таможенного оформления.
  4. После проверки данных, внесенных в ЭД сотрудником таможни, декларации присваивается уникальный номер либо декларанту высылается уведомление об отказе в регистрации с указанием причины. Для решения проблем оформления ЭД декларанту доступен канал связи с сотрудником таможенной службы, в котором они могут обмениваться сообщениями по вопросам заполнения декларации. После исправления декларантом обозначенных таможенником проблем прикрепляемый пакет документов подается в таможню повторно.
  5. Таможенная служба вправе начать досмотр товаров. Она уведомляет об этом участника ВЭД соответствующим электронным письмом с обязательным подтверждением о его получении. На основании досмотра оформляется соответствующий акт, электронная копия которого отправляется декларанту.
  6. После завершения всех требуемых таможенных процедур и проверки ЭД таможенная служба дает разрешение на выпуск товара. Присваивается статус «Выпуск разрешен» и тем самым завершается процедура электронного декларирования.

После завершения процедуры в декларацию возможно внесение изменений.

Сотрудник таможенной службы при регистрации ЭД выступает в роли представителя участника ВЭД. В его обязанности входит заполнение всех требуемых форм вместо декларанта и оперативное предоставление информации на поступающие от инспектора запросы, связанные с проверкой декларации.

Преимущества электронного декларирования

ЭД на практике показало свою эффективность и преимущества перед декларированием на бумаге и с помощью систем-предшественников. Рассмотрим главные достоинства:

  • возможность подать декларацию из любой точки РФ;
  • наблюдение за этапами процесса растаможивания прямо с компьютера с помощью сети интернет;
  • сокращение времени нахождения груза на месте досмотра до одного часа;
  • упрощение оформления таможенной декларации;
  • усиление безопасности и надежности процедуры декларирования за счет криптографической защиты;
  • уменьшение размера таможенных сборов на четверть от ставок, применяемых при обычном декларировании;
  • возможность подачи декларации в любое время суток;
  • сокращение бумажных носителей за счет наличия электронных архивов для хранения документов на длительный срок;
  • постоянное нахождение на связи с сотрудником таможенной службы на время оформления ЭД;
  • уменьшение расходов благодаря отсутствию необходимости приезда участника ВЭД к месту растаможивания.

Для таможенных служб главным преимуществом стало увеличение оперативности оформления и регистрации ЭД. Благодаря автоматизации процедур декларирования системой ЭД-2 удалось сократить количество ошибок, уменьшить коррупцию, а также увеличить скорость обработки таможенных платежей.

Цены на оформление ЭД

При обращении к услугам таможенных брокеров на формирование цены электронного декларирования влияют такие обстоятельства, как количество перевозимого груза, статус участника ВЭД и т. д.

Средняя цена на декларирование товаров для юридических лиц составляет от 5 до 17 тыс. руб., а для физических лиц ограничивается 2-7 тыс. руб.

Заключение

После внедрения системы электронного декларирование ЭД-2 этот способ регистрации грузов распространился по всей территории государств-членов Таможенного союза. У электронного декларирования с помощью ЭД-2 есть ряд значительных преимуществ по сравнению с предшественником ЭД-1 и декларированием в бумажной форме.

Эту процедуру может проводить самостоятельно декларант или таможенной брокер. Последовательность действий в обоих случаях одинакова. Декларирование в электронной форме положительно сказывается на работе таможенных служб при их взаимодействиях с участниками ВЭД, что в конечном итоге стимулирует международную торговлю и экономику страны.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения