Что будет за нарушение правил, обеспечивающих нормальную работу транспорта

Статья 268 часто вменяется гражданам, нарушившим закон. Понятия в ней достаточно общие и применимы к огромному числу ситуаций, но чаще всего по ней привлекаются участники дорожно-транспортных происшествий, включая пешеходов.

Еще в 2017 году под эту статью не подходили велосипедисты. Хотя это частые участники дорожного движения, все же велосипед не попадал под понятие механического транспортного средства. Теперь закон отредактирован и владельцев двухколесного транспорта тоже наказывают по этой статье.

Суть статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации

Речь в ней идет о нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Какие именно правила нельзя нарушать, чтобы не случилась беда? Ведь фраза нарушение правил безопасности или эксплуатации транспортного средства достаточно размытая.

Справка. Правила — это комплексное описание поведения людей и состояния агрегатов, необходимого для безопасной перевозки пассажиров и грузов.

Это касается железнодорожного транспорта. К нему относится:

  • метрополитен;
  • узкоколейные дороги специального назначения;
  • рельсовый транспорт;
  • подъездные пути промышленных и иных предприятий.

Но железнодорожным транспортом не считаются:

  • шахтные, внутрицеховые вагонетки и электровозы;
  • транспортные средства, выполняющие чисто технические, производственные функции на предприятии.

Также правила касаются:

  1. Воздушного транспорта. Это планеры, дирижабли, аэростаты, вертолеты, самолеты и т. д.
  2. Водного транспорта. К нему относятся все гражданские самоходные суда: морские и внутренние, подлежащие регистрации в морских торговых портах и в бассейновых судовых инспекциях.
  3. Дорожной гражданской техники (автомобилей, мопедов, мотоциклов, тракторов и пр.).

Военная летательная, водная и наземная техника квалифицируется по статьям 351 и 352 УК РФ.

Нарушением правил считается как прямое их нарушение, так и отказ от их соблюдения уполномоченным лицом. Речь идет нормативных актах, регламентах работы, обязанностях работников, технике безопасности, предписаниях и требованиях, ПДД.

Важно! Нарушения правил безопасности и эксплуатации транспортных средств по характеру во многом схожи с нарушениями охраны труда. Важно не спутать их при квалифицировании нарушения, наказания по этим статьям различаются.

Комментариев к ст. 268 УК РФ немного, она довольно общего характера и отсылает к правилам, действующим на транспорт, но не конкретизирует их.

Преступление, подходящее под данную статью, должно иметь материальный характер. Должен быть как минимум причинен тяжкий вред здоровью человека, иначе это будет не уголовная, а административная ответственность.

Субъективная сторона преступления предусматривает неосторожную форму вины. Субъектом преступления выступает пассажир, пешеход или другой участник движения, достигший 16 лет.

Внимание! Не могут нести ответственность по этой статье субъекты преступлений, предусмотренных ст. 263 и 264 УК. В них идет речь о нарушениях управления механическими средствами и управлении ими в состоянии алкогольного опьянения. Здесь действуют другие санкции.

При наступлении смерти одного человека наказание определяется четырьмя годами лишения свободы, в случае гибели двух человек — от пяти лет, трех и более — от семи лет лишения свободы. Конечно, не все так однозначно, обстоятельства каждого дела индивидуальны и влияют на решение суда.

Состав преступления

Состав преступления заключается в нарушении установленных правил, нормативных актов, техники безопасности, должностных инструкций и прочего работниками транспортной сферы. Такое нарушение должно нести тяжкий вред здоровью либо стать причиной смерти одного или нескольких людей.

К объективной стороне преступления прежде всего относят неправильное выполнение должностных инструкций или отказ от их выполнения. Статья не относится к управлению транспортом, а только к обслуживанию и эксплуатации.

К субъективной — прежде всего совершение преступления по неосторожности, психическое состояние преступника, его цель и мотив.

Квалификация и порядок привлечения к ответственности

Квалификация преступления — это процесс, при котором выявляется соответствие между совершенным человеком деянием и признаками конкретного состава преступления, описанного в одной из статей УК РФ, а в некоторых случаях и общей части уголовного закона.

При дифференциации наказания по статье 268 основным критерием выступают видовые признаки транспорта. В одну группу объединены железнодорожный, воздушный, морской или внутренний водный транспорт, а также метрополитен.

Во-первых, эксплуатация этого транспорта связана с перемещением большого количества людей и перевозкой масштабных грузов.

Во-вторых, масштабы крушения такого транспорта несоизмеримы с последствиями дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

В связи с этим при квалификации преступлений по ст. 268 прежде всего рассматривается отграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 264 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Внимание! Нередко участники одного правонарушения отвечают по разным статьям. Например, если вследствие общих неосторожных действий водителя транспортного средства и пешехода нанесен вред третьему лицу, то водитель несет ответственность по ст. 264, а пешеход — по по ст. 268.

Дальнейший процесс выявления квалификации преступления происходит в четыре этапа:

  1. Выясняется, является ли деяние преступным.
  2. Выясняется предмет преступления или объект.
  3. Анализируются признаки объективной и субъективной сторон преступного действия.
  4. Решается, какие требования будут предъявлены обвиняемому.

Порядок привлечения к ответственности включает в себя много пунктов и положений. В этом случае руководствуются уголовно-процессуальным кодексом. К основным положениям относятся:

  1. Презумпция невиновности. Пока не доказана вина человека, он не обвиняемый, а подозреваемый.
  2. Очень важно, считает ли подозреваемый себя виновным, испытывает вину, вменяем он или нет, умышленно совершил преступление или по неосторожности.

Все это и многое другое учитывается при привлечении к ответственности и выборе статьи.

Ответственность по статье

Статья касается работников водного, воздушного и подземного гражданского транспорта, его пассажиров и любых других лиц, достигших 16 лет, каким-либо образом вмешавшихся в работу транспортных средств.

Если из-за действий виновного кто-то получил тяжкий вред здоровью, то наказанием будет:

  • ограничение свободы на срок до трех лет;
  • принудительные работы до двух лет;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы до двух лет.

Если в результате нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспорта кто-то погиб, то мерой наказания становятся принудительные работы, ограничение или лишение свободы на срок до четырех лет.

Если по вышеперечисленным причинам погибло два или более человека, наказание усиливается:

  • принудительные работы на срок до пяти лет;
  • лишение свободы до семи лет.

Судебная практика

Несовершеннолетний ехал на скутере без номеров, не соблюдая правила ПДД. Вечером во дворе он превысил положенную скорость 20 км/ч и, не увидев выбоину в асфальте, наехал на нее и потерял управление. В результате падения пассажир, который с ним ехал, получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался.

Преступление квалифицировали по статье 268 ч. 2 и присудили 1 год и 6 месяцев лишения свободы. На основании статьи 73 наказание было условным.

Было установлено, что водитель скутера нарушил правила ПДД, но не умышленно. На решение суда повлияло то, что нарушитель не достиг 18 лет, свою вину признал и раскаялся в содеянном, его характеристики с места учебы были положительными.

А вот другой, но похожий случай. Водитель скутера ехал с пассажиром, оба были без защитных шлемов, и при падении пассажир получил множественные переломы. Преступление квалифицировали по ч. 1 ст. 268 УК РФ как причинение тяжкого вреда здоровью неумышленно, при нарушении правил ПДД. Подсудимый получил 2 года ограничения свободы. На решение повлияла плохая характеристика с места жительства и прошлая судимость.

Пешеход вечером переходил дорогу в неположенном месте, из-за чего водитель, чтобы не сбить этого пешехода, ушел от столкновения в столб и получил тяжкий вред здоровью. Здесь имеет место нарушение ПДД и причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности. Пешехода приговорили к полутора годам ограничения свободы и выплате ущерба водителю по ст. 268 ч. 1.

Заключение

Статья 268 УК РФ имеет общее назначение, но в основном по ней идут участники дорожно-транспортных происшествий, кроме лиц, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения. В новой редакции от 2017 года под эту статью подходят и велосипедисты, чего раньше не было.

Статья предполагает нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть одного либо нескольких людей по неосторожности, без преступного умысла. Наказание варьируется в зависимости от обстоятельств от четырех месяцев до семи лет принудительных работ, ограничения или лишения свободы, ареста.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения