Ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе

“Правила дорожного движения написаны кровью” это знают все. Но все равно они продолжают нарушаться, приводя порой к печальным последствиям. Причем виноваты иногда бывают не столько водители, сколько пешеходы, пренебрегающие этими правилами.

Водители несут ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе. Но и пешеходы не обделены вниманием. Гораздо страшнее последствия, к которым может привести их столкновение с машиной для здоровья или жизни.

Правила перехода

ПДД регламентируют переход проезжей части для пешеходов только в местах для этого предназначенных, то есть по пешеходному переходу. Пешеходный переход это участок дороги, выделенный знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Первый знак размещается по стороне движения ТС, указывая на начало зоны, выделенной для движения пешеходов с одной стороны улицы на противоположную, другой по иной стороне, где она заканчивается. Переход может быть выделен разметкой 1.14.1 белыми линиями или 1.14.2, содержащей помимо линий еще и стрелки, указывающие направление движения.

Переходы бывают регулируемые и нет. В правилах отдельных объяснений для данных определений не существует. Прописано лишь разделение перекрестков, а разграничение переходов происходит аналогично.

Если на переходе установлен светофор или регулировщик, то данные перекресток или пешеходный переход будут считаться регулируемыми. Если их нет, соответственно, нерегулируемые.

Для темы “зебра” данное различие состоит в том, что если на перекрестке установлен любой регулятор, то пешеход должен выполнять его требования. Если это светофор, то необходимо воздержаться от перехода на красный свет и двигаться только на зеленый.

Если это сотрудник ГИБДД, то стоит внимательно следить за его командами и переходить дорогу только в случае, если он остановил движение ТС и предложил осуществить переход вам.

Если пешеход приблизился к нерегулируемому переходу, то он имеет право переходить дорогу в любой момент предварительно убедившись в безопасности своего маневра. В соответствии с п. 14.1 ПДД водитель любого ТС в данном случае должен предоставить пешеходу возможность перейти дорогу.

Как это ни странно, но зачастую спорные ситуации возникают из-за неправомерных действий именно пешеходов. Многие уверены, что в зонах, где нарисована зебра, они имеют право переходить в любом месте.

Например, часто на перекрестках разметка нарисована через все проезжие части, но по квадрату. Пешеходы, стараясь перейти по наиболее меньшей траектории, движутся наискосок через этот квадрат. В то время, как это в корне неверно.

В соответствии с абзацем 2 п. 4.3. ПДД, даже регулируемые перекрестки можно переходить по диагонали только в том случае, если таким образом нанесена разметка, в иных ситуациях это делать запрещено.

Ошибкой считается и мнение, что движение по нерегулируемому переходу по зебре можно переходить в любой момент. Пункт 4.5 ПДД гласит, что, выходя на зебру, пешеход должен оценить насколько близко движется транспортное средство, собирается ли оно затормозить или нет и только после того, как было принято решение, что переход безопасен, осуществлять его.

В ситуации, когда специальных мест для пересечения проезжей части не предусмотрено, конечно можно переходить дорогу, но и для нее существуют определенные правила, так часто нарушаемые:

  • переход должен осуществляться строго перпендикулярно другой стороне, таким образом получается наименьшее расстояние, соответственно, и сокращается время движения;
  • переход не должен создавать помех для других участников, иными словами, такие маневры не должны приводить к необходимости для водителей притормозить или тем более остановиться;
  • запрещен выход из-за другого стоящего транспортного средства или иного укрытия, не позволяющий водителю вовремя увидеть пешехода и среагировать.

Если произошел наезд на пешехода вне пешеходного перехода, то наказание применяется в зависимости от наличия или отсутствия доказательств, подтверждающих выполнение описанных выше правил самим пешеходом.

Если переход происходит по дороге, разделенный трамвайными путями, то движение должно осуществляться в два этапа. После прохода первой части дороги, необходимо остановиться на островке и убедиться, что движение дальше безопасно.

Совершая любое движение по дороге, следует помнить, что, если водитель вам сигналит, это не значит, что он не хочет уступать вам дорогу, скорее всего он просто не успевает остановиться. Особенно это актуально в условиях гололедицы, когда тормозной путь значительно увеличивается по сравнению с летним периодом.

Ошибочно было бы считать, что только пешеходы бывают неправы в случае наезда. О том, как должны поступать водители прописаны в пункте 14 ПДД. Перечислим основные правила:

  • водитель должен дать возможность пройти пешеходу, который осуществляет движение через проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе или тому, кто только начал по ней движение;
  • если перед зеброй другие участники движения снизили скорость или остановились, то это должны сделать и вы, даже если пешехода вы не видите;
  • если перекресток регулируется светофором, и после включения красного для пешехода сигнала, он еще не закончил переход, то необходимо дать ему завершить его;
  • нельзя вставать на зебру, если дальше пробка, а также осуществлять остановку или стоянку на ней.

Читайте также:

Какой штраф выписывают при отсутствии страховки

Какой штраф за превышение скорости

Штраф за непристегнутые ремни безопасности

Ответственность

Ответственность за неправомерные действия на пешеходном переходе или вне его наступает как для водителя, так и для пешехода. Сбили пешехода, что грозит виновнику? Это зависит от наступивших последствий.

Вред, причиненный здоровью или жизни, подлежит возмещению его причинителем, по правилам ГК РФ. При этом, закон не делит людей на пешеходов и водителей. Если суд признает человека виновным в нанесении вреда, то ему потребуется заплатить. Данный вид ответственности представляет собой самостоятельный вариант, он может быть применим как вместе с административной или уголовной, так и быть самостоятельным.

Обратите внимание, что даже если виновник привлечен к уголовной ответственности, то возмещение вреда будет происходить в рамках этого же дела, но по отдельному иску, о составлении которого надлежит позаботиться самому потерпевшему.

Виновнику необходимо возместить не только вред здоровью, в размере расходов на лекарства, но и все необходимые последующие восстановительные процедуры протезирование, санаторно курортное лечение. Более того, возмещению подлежит доход, который потерпевший мог бы получить, если бы не попал в аварию.

Для определения его размера берется средний заработок за последний год. А если непосредственно перед самим происшествием у пострадавшего произошли значительные изменения в жизни, например, он устроился на более высокооплачиваемую работу, или закончил обучение по очной форме и устроился на работу, то, по правилам ч.5 ст. 1086 ГК, для подсчета выплаты будет использоваться доход, который потерпевший получал в последнее время.

Если в результате ДТП потерпевший лишился возможности осуществлять трудовую деятельность по тому же месту, то причинитель вреда возмещает расходы, которые он должен будет потратить на свою переквалификацию.

Если нарушение ПДД привело к смерти потерпевшего, то право на компенсацию, в соответствии со ст. 1088 ГК, имеют:

  • его иждивенцы, которые не работали на момент его смерти или потеряли заработок в течение 5 лет после;
  • родственники, заботившиеся об иждивенцах;
  • ребенок, появившийся на свет после смерти сбитого пешехода.

Если машина сбила пешехода, но судом установлено, что произошло происшествие по вине потерпевшего, ответственность водителю не грозит.

Ответственность, предусмотренная КоАП будет отличаться в зависимости от виновника аварии. Если нарушителем ПДД является пешеход, то он должен заплатить по правилам ст. 12.29 500 рублей, если степень вины небольшая, то сотрудник ГИБДД может ограничиться лишь предупреждением.

Но если человек, неверно истолковав правила, создал помехи для движения иных участников, то ему уже грозит штраф в 1000 рублей, по правилам ст. 12.30 КоАП. При назначении данного наказания, основная проблема возникает в доказательной базе. Мнения потерпевшего водителя, который был вынужден совершить небезопасный маневр, недостаточно.

Необходимо, чтобы у обвиняющей стороны были веские доказательства, самый лучший вариант это запись с видеорегистратора.Если нарушения пешехода привели к причинению вреда здоровью иных участников ДТП, то ему необходимо будет выплатить штраф от 1000 до 1500 рублей. В данном случае речь идет о вреде средней или легкой тяжести.

Наказание за сбитого пешехода на пешеходном переходе для водителей предусмотрено в ст. 12.24 КоАП. Размер санкций будет зависеть от величины тяжести вреда, нанесенного здоровью пострадавшего.

Если дело обошлось легкой степенью, то нарушителю грозит альтернатива: или штраф в 2500-5000 рублей, или лишение прав на срок 1-1,5 года. Легкой степенью считается временное нарушение здоровья или легкая потеря трудоспособности.

Если же сбили человека на пешеходном переходе, и это привело к средней тяжести вреда, то штраф уже будет 10-25 тыс., а лишение права управлять ТС будет на срок 1,5 2 года. Тут речь идет о долгом расстройстве здоровья или утрате трудоспособности на ⅓ часть.

Уголовная ответственность предусмотрена УК, независимо от виновника ДТП она характеризуется наличием тяжкого вреда здоровью или причинением смерти. Понятие тяжкого вреда дано в Постановлении Правительства № 522 от 17.08.2007, к нему относятся:

  • вред опасный для жизни;
  • потеря основных важных чувств человека;
  • выкидыш;
  • утрата трудоспособности более чем ⅓ или полная утрата профессиональной способности;
  • расстройство психики и последующее заболевание токсикоманией или наркоманией.

То есть, штрафом за сбитого пешехода в данном случае дело не ограничится. Санкции для водителей определены в ст. 264 УК, вплоть до лишения свободы на 2 года. Более суровая ответственность предусмотрена при наличии отягчающего обстоятельства совершение того же деянии, но под действием одурманивающих веществ или алкоголя.

Если преступление привело к смерти потерпевшего, то свободы можно лишиться на 5 лет, а если потерпевших было несколько, то на 7. Самый большой вид ответственности предусмотрен за наезд в состоянии опьянения, который привел к смерти, более чем 2 человек. Срок лишения свободы, в данном случае, увеличен до 9 лет.

Так как нередки ситуации, что причинение тяжкого вреда или смерти возникает и по вине умышленно совершенных действий пешехода, то и для них предусмотрена уголовная ответственность в ст. 268 УК. Если причинен тяжкий вред, ответственность лишение свободы до 2 лет, если смерть до 4, если смерть нескольких человек до 7.

Порядок действий при ДТП

Что делать, если сбили пешехода? Если водитель сбил пешехода, необходимо включить аварийку, выйти из машины, выяснить размеры причиненного ущерба, выставить знак.

Следующим этапом важно вызвать сотрудников ГИБДД и скорую, если это необходимо.

В случае, если точно известно, что скорую ждать дольше, чем доставить потерпевшего в больницу самостоятельно, стоит постараться отправить его в ближайшее медицинское учреждение.

При этом важно помнить, что ТС, участвующее в ДТП трогать нельзя, сделать это лучше на иной машине.

Помните, что при травме позвоночника потерпевшего трогать категорически запрещено, нужно дождаться приезда врачей.

Заключение

Исполнение ПДД важно не только водителями, но и пешеходами. Любой участник движения, не исполняющий их, привлекается к различной ответственности, в зависимости от степени наступивших последствий.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения