Основные причины ДТП и оформление схемы происшествия

Автомобиль сегодня для многих не роскошь, а необходимое средство передвижения. В рамках дорожного движения, транспорт и его владелец не застрахованы от попадания в неприятные и опасные для здоровья ситуации.

Масса критериев повышает степень аварийности на отечественных дорогах. Чтобы волнение и состояние психологического шока не стали основанием для череды ошибок, каждый автолюбитель должен знать, как в рамках закона провести оформление ДТП без вызова ГИБДД, порядок действий в условиях разного типа происшествий.

Виды и причины

ДТП признается событием, произошедшим с транспортом в процессе его перемещения по пути следования, по итогам которого зафиксирована гибель или ранения людей, повреждения ТС, грузов, построек.

В перечень видов дорожных аварий внесены наезды на:

  • пешеходов (движущийся транспорт наехал на гражданина или последний столкнулся с перемещающимся ТС);
  • препятствие (столкновение/наезд машины на неподвижный объект);
  • неподвижное ТС (перемещающийся транспорт наехал на стоящую машину, а также на разновидности прицепов);
  • гужевой транспорт/животных (наезд на животных в упряжи или на повозки, ими транспортируемые);
  • велосипедистов (наезд/столкновение с человеком, перемещающимся на велосипеде).

Кроме того, выделяют:

  1. Столкновение авто, под которым понимается действие, произошедшее из-за столкновения машин или автотранспорта с железнодорожным составом.
  2. Опрокидывание, зафиксированное по итогам переворачивания транспортного средства в процессе движения.

Машина, несмотря на ее жизненную необходимость, представляется для окружающих серьезным источником опасности. Стоит знать основные причины дорожно-транспортных происшествий для того, чтобы стараться избежать серьезных последствий.

Причинами называются:

  • нарушение ПДД (выезд на встречную полосу, управление средством в нетрезвом виде, проезд под запрещающий знак или сигнал и т.п.);

  • неисправности авто (разрешающие или запрещающие эксплуатацию);
  • плохое качество дорог;
  • неуважение водителей к иным участникам движения;
  • плохой уровень подготовки водителей;
  • невнимательность;
  • вина пешехода (необдуманность и непредсказуемость действий).

Любой водитель, в первую очередь, должен помнить о том, что он человек, а уже потом участник дорожного движения.

За что штрафуют и лишают водительских прав?

Ответственность участников ДТП подразделяется на три типа:

  • гражданская (возмещение ущерба пострадавшим, возникает при каждом случае);
  • административная (штраф, изъятие прав, арест – ответственность в случае гибели или серьезных травм людей, при нарушении ряда положение ПДД);
  • уголовная (лишение свободы).

Остановимся на административной ответственности и определимся с причинами, способными привести к штрафу и изъятию прав. Наказание может наступить когда:

  • транспорт управляется в состоянии алкогольного опьянения;
  • передвижение по встречной полосе там, где не разрешено;
  • совершение разворотов или поворотов под запрещающими знаками, при аналогичной разметке;
  • предумышленное оставление места аварии;
  • неоказание помощь потерпевшему;
  • авария без пострадавших, но действия водителя нарушают правила;
  • вред причинен в легкой степени;
  • тяжесть пострадавших оценена средней степенью.

Схемы ДТП: способы оформления

Дорожно-транспортное происшествие, вне зависимости от степени тяжести, требует схематического отражения ситуации. Подробно обрисованная картина случившегося позволит избежать вопросов и затягиваний страховой выплаты, сбережет время и нервы.

Неопровержимым подтверждением случившегося, позволяющим выявить степень виновности служит схема ДТП, правила составления которой требуется соблюдать обязательно.

Существует несколько вариантов того, как нарисовать схему ДТП:

  1. Самостоятельно. К данному варианту прибегают при двух обстоятельствах:
    • отсутствие времени для ожидания приезда представителей ГАИ (затор, потеря важных доказательств и т.п.);
    • участники аварии достигли согласия в определении причин происшедшего и т.п., при условии: столкновения двух ТС, отсутствия пострадавших, наличия полисов, объем убытка не превышает 400-500 тыс. руб. (для Москвы, в регионах 50тыс.)
  2. Привлечение инспекторов – вызов сотрудников ГИБДД на место.
  3. Аварийный комиссар – опытный специалист со знанием юридических тонкостей процесса оформления документов после инцидента и представления интересов клиента перед сотрудниками ДПС, страховыми и иными структурами (фотосъемка места происшествия и повреждений, составление схемы, подготовка документации, оценка урона, консультационная поддержка).

Самостоятельно нарисовать схему происшествия можно в извещении о происшедшем или воспользовавшись чистым листом бумаги формата А-4. Для прорисовки используют ручку с синей пастой, линейку. Начинать стоит с уточнения адреса и точного времени, привлечения очевидцев (двух).

Порядок составления:

  1. Прорисовка дорожного полотна (прямой участок, перекресток, парковка).

  2. Разметка (число полос, разделительные линии, края дороги, дополнительная разметка, зебра и т.п.).
  3. Направление движения (стрелки, маневры и т.п.).
  4. Положение транспортных средств на момент аварии (положение каждого объекта до и после столкновения, использовать цифробуквенное обозначение и последующей полной расшифровкой (информация об авто и повреждениях)).
  5. Траектория движения (пунктирные линии движение до инцидента, тормозной путь).
  6. Привязка к местности (улицы, дороги, расстояние от колес до обочины, неподвижного объекта).
  7. Детали (знаки дорожного движения, светофоры, сигналы).

Осторожно. Исправления в схему вносить не разрешается.

Желательно позаботиться о видео-фото съемке объектов, их номеров, местоположения и повреждений.

Попытки самостоятельного фиксирования обстоятельств и деталей требует соблюдения формата, наличия названия, обозначения местности, описания места, наличия следов и состояния пострадавших, расшифровки условных обозначений.

Порядок

Участники дорожно-транспортного происшествия, в котором нет пострадавших, но имеются повреждения ТС, по новым законодательным нормам должны освобождать проезжую часть для свободного перемещения иного транспорта.

Новые правила оформления ДТП обязывают участников самостоятельно выполнять ряд действий, которые ранее были в компетенции сотрудников ГАИ, к примеру, видеосъемка местоположения транспорта и повреждений, а также фиксация персональной информации о свидетелях.

Процедура оформления ДТП самостоятельно требует использования:

  • извещения;
  • европротокола.

Извещение – документ, получаемый одновременно с полисом. Страховщики заполняют свой вариант, а на руках водителя должна быть незаполненная копия и инструкция к заполнению.

При аварии необходимо внимательно заполнить центральную часть действующего бланка, оставляя отметки напротив верного обстоятельства случившегося.

Левая и правая часть извещения заполняется участниками с точным указанием данных транспортных средств. Оборотная сторона документа заполняется каждым водителем по отдельности с соблюдением точности воспроизведения данных, указанных на лицевой стороне.

Графа, в которой должны рассматриваться обстоятельства происшествия, отводится под подробное описание правил, нарушенных виновником аварии.

Внимание. Самостоятельное оформление документов допускается при наличии незначительных повреждений и предполагает незначительные страховые выплаты.

Без участия сотрудников ГАИ последовательность действий следующая:

  • остановиться и установить аварийный сигнал;
  • осмотреть машины и определить объем урона (превышение стоимости ремонта суммы в 50 тыс. руб. (400 для Москвы) требует привлечение ГИБДД);
  • выявить причины аварий, виновного, определиться с наличием расхождений в видении случившегося (наличие требует привлечение инспекторов);
  • проверить документацию;
  • зафиксировать контактные данные свидетелей;
  • осуществить фото и видеосъемку;
  • освободить дорогу;
  • поставить в известность страховщиков;
  • заполнить и поставить подписи под извещением.

При наличии разногласий, если участников ДТП более двух, имеются жертвы и убыток превышает 50 тыс. руб., необходимо привлекать сотрудников ГИБДД. Их действия сводятся к следующей последовательности:

  • сбор сведений (информация об участниках, свидетелях, повреждениях);
  • внесение информации в протокол осмотра места аварии;
  • заполнение справки о происшествии (№154);
  • прорисовка схемы аварии;
  • оформление протокола осмотра и технического контроля автомобилей;
  • заполнение протокола проверки водителей на степень опьянения.

Заключение

Став участников дорожной аварии, каждый автовладелец должен иметь четкие представления о допустимых по закону действиях и правилах заполнения документов, составления схем.

В случае затруднений или невозможности точно отразить все нюансы происшествия, стоит подождать и доверить все обязательные мероприятия сотрудникам государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения