Неустойка потребителю по договору оказания услуг

Оказание услуг потребителям осуществляется с соблюдением требований Закона № 2300-1. Исполнитель должен надлежащим образом исполнять условия договора в части качества и сроков услуги. Их нарушение повлечет возможность расторгнуть договор и вернуть деньги, взыскать санкции в виде неустойки и штрафа потребителю.

Как потребителю рассчитать неустойку по договору оказания услуг

Для возникновения права на взыскание неустойки по договору оказания услуг необходимо зафиксировать нарушение условий договора между исполнителем или заказчиком, либо несоблюдение требований Закона № 2300-1. Неустойка потребителю может быть взыскана при следующих обстоятельствах:

  • при нарушении срока оказания услуги, зафиксированного сторонами в договоре (такие сроки могут исчисляться в часах или днях, а при отсутствии в соглашения правил о сроке, учитывает разумность времени для оказания услуги);
  • нарушение требования об устранении недостатков оказанной услуги. Потребитель вправе сам указать срок для устранения недоделок, либо применяется правило о разумном сроке;
  • нарушение сроков рассмотрения претензии, которая является обязательным условием для последующей передачи спора в суд (также нарушением будет являться отсутствие ответа на претензию).

Обратите внимание! В гражданском обороте правило разумного срока будет оценивать суд. Как правило, при договорных отношениях разумный срок составляет не более месяца.

Расчет неустойки потребителю может осуществляться двумя способами – исходя из размера штрафных санкций по договору, или по нормам закона. Если договорная неустойка ниже законной, применяются требования Закона РФ № 2300-1, т.е. стороны могут самостоятельно определить повышенные меры ответственности.

Как потребителю рассчитать неустойку по договору оказания услуг? В соответствие с п. 5 ст. 28 Закона № 2300-1 законная неустойка по договору оказания услуг составляет 3% от стоимости услуги, при оказании которой были допущены нарушения. Если цена отдельной услуги не была выделена в содержании договора, размер неустойки будет осуществляться исходя из совокупной стоимости заказа.

Начисление неустойки в размере 3% осуществляется за каждый день нарушения сроков (либо за каждый час, если продолжительность оказания услуги зафиксирована в таком измерении). Расчет неустойки будет происходить до момента полного исполнения нарушенного обязательства, т.е. до надлежащего оказания потребителю услуги, либо полного возврата средств.

Рассмотрим алгоритм действий потребителя, чьи права нарушены исполнителем услуг.

Взыскание потребителем неустойки по договору оказания услуг

До обращения в суд за защитой своих интересов потребитель обязан предъявить исполнителю письменную претензию. В содержании претензии нужно указать следующие пункты:

  • данные об исполнителе, которому адресуется претензия;
  • подробные сведения о заказчике, его контактную информацию;
  • сведения о наличии заключенного договора между сторонами, описание его существенных условий;
  • обстоятельства, свидетельствующие о нарушении законных интересов потребителя;
  • перечень требований к исполнителю, расчет суммы неустойки на момент подачи претензии.

Обратите внимание! Хотя исполнитель услуг обязан выполнить законные требования, изложенные в претензии, нередко происходит затягивание сроков рассмотрения документа, либо вовсе следует отказ. В этом случае потребители могут обращаться в суд для взыскания законной или договорной неустойки.

Для обращения в суд потребителю нужно подготовить следующие документы:

  • исковое заявление (составление этого документа лучше поручить юристу, который поможет соблюсти все требования Закона № 2300-1);
  • оригинал договора на оказание услуг, либо платежный документ, выступающий аналогом соглашения;
  • документы, свидетельствующие о нарушении интересов потребителя;
  • претензия в адрес исполнителя, а также ответ на нее;
  • расчет суммы неустойки по состоянию на момент обращения в суд.

Потребители могут вести дела в суде самостоятельно или через представителя. Чтобы избежать необоснованного снижения размера неустойки или отказа в исковых требованиях, оптимальным вариантом будет представительство в суде с участием юриста. Для этого достаточно оформить доверенность через нотариальную контору.

Даже если на момент обращения в суд обязательство по оказанию услуги или устранению недостатков фактически исполнено, потребитель сохраняет право на взыскание неустойки в законном размере. После вынесения вердикта, взыскание неустойки продолжится в принудительном порядке через ФССП. Если должник не исполнит судебный акт в добровольном порядке, потребитель вправе повторно обратиться в суд, доначислить штрафные санкции до момента фактической выплаты.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения