Как сделать ОСАГО для такси

Когда гражданин оформляет страховку, он указывает в ней число граждан, которые будут управлять транспортным средством. Число пассажиров никогда не учитывается, поэтому, казалось бы, страховка для такси (ОСАГО) должна оформляться так же, как и для любого другого легкового автомобиля.

На самом же деле для таксистов существуют отдельные страховые условия, о которых вы сможете узнать из этой статьи.

Что такое страховка ОСАГО для такси

Страхование такси (ОСАГО) проходит по отдельному шаблону и особой процедуре. По сути своей этот документ ничем не отличается от обычной автогражданки, просто он рассчитывается с учётом повышенного риска попадания водителем в ДТП (когда ты целый день ездишь по городу, то шанс аварии в любом случае возрастает, каким бы хорошим водителем ты ни был).

Рассчитать тариф выплаты страховой компании можно по двум моделям:

  1. Во время заключения договора в документ вписываются все водители, которые будут управлять машиной. В случае с пассажироперевозками это актуально для таксопарков, где в качестве такси используется множество машин, и водители могут меняться.
  2. Второй вариант – универсальный страховой полис, который не ограничивает количество лиц, которые могут им пользоваться, и фактически прикрепляется к автомобилю. Этот вариант экономнее и выгоднее для хозяев таксопарка.

Необходимость оформления отдельного ОСАГО для такси обусловлено также тем, что подобный страховой полис подразумевает большие выплаты в случае аварии. Связано это с тем, что пострадать в таком ДТП может не только собственник другого автомобиля, но и пассажиры, которые находятся в машине таксиста, и им также нужно будет выплачивать компенсации.

Почему многие водители её не оформляют

Полис ОСАГО для такси оформить сложнее и дороже, чем обычный страховой полис, поэтому многие таксисты-бомбилы и граждане, которые подрабатывают таксованием в свободное время, например, через систему UBER, не оформляют его. Кроме того, такая манипуляция позволяет сохранить старую автогражданку, если таксовать гражданин решил на своей машине и до момента истечения срока действия прошлого полиса.

Раньше обмануть систему было проще. Сейчас же страховые службы, боясь ответственности за неправильно составленную документацию, во время оформления ОСАГО ставят на документе отметку «не предназначено для такси».

Если вы таксуете, используя обычный полис, то сотрудник ГИБДД, остановив вас и проверив документы, может назначить штрафные санкции.

К правонарушению водителей подталкивает и низкий штраф. Если сравнивать одноразовую выплату за езду без автогражданки (с неправильно оформленной страховкой) и постоянные завышенные страховые выплаты, то первый вариант кажется намного более экономически выгодным.

В то же время, отсутствие выплат в случае аварии может стать реальной угрозой для водителя, потому что всю компенсацию пострадавшим он будет выплачивать самостоятельно. В случае, если денег у виновника просто не окажется, их быстро истребуют через суд, и приставы изымут имущество на обозначенную сумму. В том числе в некоторых случаях конфисковать могут и автомобиль.

Порядок оформления и стоимость

Сам по себе полис ОСАГО для таксистов как документ ничем не отличается от обычного страхового полиса. Процедурные особенности и изменение цены связаны с тем, что транспорт, на котором осуществляются перевозки пассажиров, считается особенно подверженным ДТП, и из-за этого используется фиксированный страховой коэффициент (в диапазоне от 1,5 до 2).

Стаж водителя в таком случае на этот вопрос практически не влияет, а вот то, попадал ли он ранее в ДТП и как часто это случалось, принимается страховщиками во внимание в первую очередь.

Также на размер коэффициента своё влияние оказывает то, в каком регионе происходит страхование (учитывается статистика ДТП, и она в данном случае будет даже важнее, чем статистика аварий конкретного гражданина).

Страховку транспортного средства гражданин волен оформлять там, где ему удобнее. Агентства разнятся в зависимости от региона, у каждого из них своя ценовая политика, требования к водителям и свои гарантии. К выбору страховщика стоит подойти с умом. Лучше всего остановиться на чуть более дорогом, но зато проверенном варианте.

У страховщиков процедура оформления полиса может несколько отличаться, но основные шаги, закреплённые на уровне подзаконных нормативно-правовых актов, меняться не должны. На данный момент схема выглядит таким образом:

  1. Гражданин обращается в страховую службу и обязательно уведомляет о том, что страховка нужна на автомобиль, на котором он будет таксовать. Агент сразу же подберёт нужный для оформления страховой премии коэффициент.
  2. Страховая компания обрабатывает запрос и просчитывает, какие убытки они понесут, если возьмутся страховать такого водителя. Далеко не каждая служба согласится оформить страховку для таксиста. По статистике они на самом деле чаще попадают в ДТП, а после агентствам приходится выплачивать огромные суммы.
  3. Если гражданин получит позитивный вердикт, тогда он может претендовать на специальную страховку. Подав полный пакет документов в страховую (паспорт, ПТС на автомобиль, водительское удостоверение, прошлая страховка) водителю через некоторое время предоставляется на руки расчёт страховой суммы.
  4. Водитель, согласный с выставленным счётом, вносит первый взнос и подписывает договор. После этого он может на законных основаниях осуществлять пассажироперевозки.

Какие штрафы предусмотрены

Если у транспортного средства, которое использовалось в качестве такси, была оформлена неправильная автогражданка, тогда водителя ждёт два наказания – штраф и отказ в страховой выплате.

Рассмотрим каждое из этих неблагоприятных последствий более детально.

Граждане, управляющие транспортным средством без ОСАГО (неправильно оформленная автогражданка приравнивается к её отсутствию) должны выплатить штраф в размере 500 рублей.

Иногда сотрудник ГИБДД может ограничиться предупреждением (актуально для тех, кто таксует через мобильные приложения), но если инспектор увидит аппарат для таксования (который рассчитывает стоимость исходя от дистанции), тогда штрафа точно не избежать.

Те водители, у которых полис просрочен, также заплатят 500 рублей вне зависимости от того, был он оформлен правильно, или же ранее гражданин пользовался неподходящей автогражданкой.

Штраф в 800 рублей выписывается тем водителям, которые не выполняют обязанности, которые предписаны договором страхования. Чаще всего сотрудники ГИБДД стараются подвести водителя именно под эту статью, потому что таксование с обычной автогражданкой – это, фактически, осознанное нарушение обязательств, которые возложены на водителя по договору.

На фоне достаточно демократичных штрафов настоящей проблемой станет отсутствие страховых выплат. Если гражданин попал в ДТП во время осуществления своей коммерческой деятельности, пассажироперевозок, а о таком использовании автомобиля при оформлении ОСАГО он не заявлял, тогда страховая компания имеет полное право заявить, что выплаты осуществляться не будут.

Страховая служба при заключении договора берёт на себя обязательства и риски, поэтому она имеет право владеть полной информацией о том, каким именно образом будет использоваться авто.

Оставшись без выплат, гражданин не избавится от своих обязанностей оплатить ущерб, который он причинил другим участникам ДТП. В том числе ответственность такой водитель будет нести и перед своим пассажиром.

Решить вопрос собственник авто сможет в мировом порядке (просто договорившись со сторонами и передав им необходимые денежные суммы), или же в судебном порядке.

В суд может подать любой из пострадавших, приложив справку от сотрудника ГИБДД, подтверждающую факт ДТП.

В судебном порядке с виновника аварии может быть истребована не только компенсация фактического вреда, но и выплаты в счёт всех сопутствующих издержек, а также моральные компенсации.

Заключение

Страховка ОСАГО – важная часть жизни водителя, которая направлена в первую очередь на защиту его прав и интересов. Езда без автогражданки или с неправильно оформленным полисом кажется таксисту чем-то несущественным, но на самом деле такого рода нарушения могут повлечь за собой серьёзные проблемы и финансовые потери.

Оцените статью
Юридический портал о правах, защите и поддержки населения