Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Порядок осуществления электронного взаимодействия с налоговой инспекцией

10.07.2017

С 1 января 2015 года налогоплательщики (в том числе налоговые агенты), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС только в электронном виде через оператора электронного документооборота, включив в нее сведения из книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов – фактур. С 01.07.2016 у этих налогоплательщиков появилась новая обязанность – обеспечить получение документов, используемых налоговым органом при реализации своих полномочий, в электронной форме по каналам связи (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). При этом у налоговых органов появилось право приостанавливать операции по счетам в банке в случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности.

Чтобы обеспечить получение документов от налогового органа в электронной форме, налогоплательщик должен завести «Личный кабинет» у оператора электронного документооборота (оператор ЭДО) (лично или через уполномоченного представителя) в течение 10 дней после возникновения такой обязанности или предоставить соответствующие полномочия своему уполномоченному представителю, который формирует  и отправляет отчетность.

При личном электронном взаимодействии у налогового органа должны быть договор с оператором ЭДО и сертификат ключа проверки электронной подписи на руководителя организации. Все эти сведения оператор сам передает в налоговый орган. При электронном взаимодействии через представителя налогоплательщика – главного бухгалтера у налогового органа должны быть договор с оператором ЭДО, сертификат ключа проверки электронной подписи на главного бухгалтера и доверенность на него с полномочиями получать документы (код 03 «Получать документы» или 99 «Полные полномочия»).

В случае электронного взаимодействия через уполномоченного представителя в налоговый орган предоставляется доверенность на уполномоченного представителя (код полномочий 03 или 99) и договор налогоплательщика с компанией – уполномоченным представителем, на основании которого будет доставляться корреспонденция, с указанием способов доставки.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных документов в каждом из трех случаев приравнивается к необеспечению налогоплательщиком электронного взаимодействия с налоговым органом.

Кроме того, рекомендуем:

- при смене оператора ЭДО или уполномоченного представителя обновить канал для получения требований (отправить документ или запрос, воспользовавшись сервисом ФНС России и операторов ЭДО «Информационное обслуживание налогоплательщиков»);

- обеспечить взаимозаменяемость сотрудников, работающих с требованиями;

- зафиксировать обязанность уполномоченного представителя передавать требования о представлении пояснений и способах их доставки;

- отправлять уведомления о получателе документов.

С 1 января 2017 года у плательщиков НДС появилась обязанность представлять, помимо декларации, пояснения в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Пояснения, представленные на бумажном носителе, не считаются представленными (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, вступившим в силу с 24.01.2017.

Вместе с пояснениями по установленному формату налогоплательщик направляет опись документов, утвержденную приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.      За непредоставление (не своевременное предоставление) пояснений, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ в случае не представления в установленный срок уточненной налоговой декларации, на налогоплательщика налагается штраф в размере 5 000 руб., а в случае повторного нарушения – 20 000 руб. (п.1, 2 ст. 129.1 НК РФ).                                                    

 



Возврат к списку